Студия развивающих игр «Школа будущих первоклассников»

В основе программы лежит технология интенсивного интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, Т. Г. Харько.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей старшего  дошкольного возраста.  Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Развивающие игры, используемые в программе предусматривают формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям (умению работать по правилу и образцу, понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Педагоги

Педагог - психолог высшей квалификационной категории Вахрушева Оксана Викторовна

Содержание программы

Возраст участников программы: 5 – 6 лет (старшие группы); 6-7 лет (подготовительные к школе группы)

Сроки и особенности реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая, подготовительная к школе группы) по 8 месяцев (октябрь – май).

Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 30 минут.

Принципы построения занятий.

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

-Высокий уровень трудности.

Виды деятельности:

1.Логико-математические игры.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность.

В основе программы лежит игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, Т. Г. Харько. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Дети учатся ориентироваться на плоскости,  считать, логически мыслить.
Среди самых популярных игр Воскобовича можно выделить «Игровой квадрат» и «Геоконт», «Чудо цветик». Существуют также «Чудо - соты», «Волшебная восьмерка», «Счетовозик», «Чудо - крестики»,  «Ларчик» и множество других игр, которые делают процесс развития детей увлекательным и очень интересным.

В чем же особенности игр Воскобовича ?

1. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» – это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» – прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате» Воскобовича одновременно использованы жесткость и гибкость.

2. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно – или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.

3. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек.

4. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Малыш имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность.

5. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается.

6. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами можно придумывать новые истории и путешествия. 

7. Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой – то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Целью игр, направленных на логико – математическое развитие, является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста являются содержанием программы.

Все обучение в студии развивающих игр осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации.

В качестве дополнительных материалов по формированию элементарных математических представлений использованы рабочие тетради Колесниковой Е.В. «Я решаю логические задачи: математика для детей 5-7 лет», и «Я решаю арифметические задачи». В данных пособиях представлена система игровых заданий, выполнение которых направлено на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Они предусматривают формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям (умению работать по правилу и образцу, понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно). Задания в тетрадях составлены таким образом, что побуждают ребенка к самостоятельной активной мыслительной деятельности, учат сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.

Выполняя задания в тетрадях, ребенок учится:

- решать интеллектуальные и арифметические задачи, адекватные возрасту;

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем);

- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности:

· Умение понимать учебную задачу,

· Самостоятельно решать предложенную задачу,

· Осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.

Учебно – игровые задания в тетрадях соответствуют принципу развивающего обучения, основным положениям возрастной психологии и педагогики.

(Комплексное тематическое планирование занятий загружено в - Программа ДО).

Цели программы

Цель программы: развитие творческой, познавательной активности дошкольников, интеллектуальных, умственных и математических способностей, сенсорное развитие.

Результат программы

Планируемые результаты:

-дети осваивают цифры, счёт, знают геометрические фигуры, умеют ориентироваться на плоскости, умеют решать арифметические и логические задачи;

-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, мышление, воображение;

-хорошо развиты графические навыки и мелкая моторика рук.

Особые условия проведения

Возраст детей 5-7 лет

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально организованной развивающей предметной среде сенсорной комнаты и в кабинете педагога – психолога (в зависимости от реализуемых задач). Организация развивающей предметной среды:

-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес);

-оснащение комплектами игр и игровых пособий.

Перечень игр, игровых пособий, используемых при реализации данной программы (на каждого ребенка):

1. Игровой комплект "Ларчик"

2. Игровизор

3. Геовизор

5. Геоконт – малыш

6. Чудо – цветик

7. Чудо – соты – 1

8. Трафареты "Чудо – соты – 1"

9. Чудо – крестики – 2

10. Трафареты "Чудо – крестики – 2«

11. Квадрат Воскобовича (двухцветный)

12. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный)

13. Волшебная восьмёрка – 1

14. Прозрачный квадрат

15. Прозрачная цифра

16. Рабочие тетради Колесниковой Е.В. «Я решаю логические задачи: математика для детей 5-7 лет», и "Я решаю арифметические задачи".