«Читай-ка»

Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

 Программа составлена по методике Н.С. Жуковой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр. Направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной к школе групп дошкольного учреждения. Построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Педагоги

Учитель-дефектолог-логопед, Месяцына Оксана Фаимовна, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

Сходу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. Вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут «петь» А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными – перебегаем к согласным.

Сразу с началом обучения детей чтению, определяем с ребенком на слух, сколько звуков (букв) произнесли. Какой звук был первым, какой – 2-ой, и учим их выкладывать при помощи магнитной азбуки. Если ребенок овладел слитным чтением слога, состоящего из 2-ух букв, переходим к слогам из 3-х и 4 букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.

Принципиальный момент уделяется такому сложному навыку, как соединение 2-ух букв. Нам, взрослым, так просто связать две буквы, а ребенок по привычке произносит их членораздельно. Вместо «ма», он выговаривает «м, а». Предлагается такой принцип соединения букв: «Указывая карандашом первую букву «А», передвигаем карандаш ко 2-ой букве «У», предложите ребенку соединить их дорожкой: "Тяни первую букву до того времени, пока ты с мальчиком не добежишь по дорожке до 2-ой буквы«.

Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.

Все занятия будут проходить согласно учебно-тематическому плану, в игровой форме.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.

Занятия будут проводиться 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 30 минут.

На занятиях в студии «Читай-ка» дети также будут:

- учиться правильно произносить звуки;

- учиться их слышать;

- составлять слоги, слова из разрезной азбуки;

-составлять звуковой анализ и синтез слов; анализ предложений;

- учиться делить слова на слоги;

- развивать мелкую моторику рук – учиться правильно держать ручку, писать буквы, слова;

- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и, соответственно, речь.

 (Учебно-тематический план загружен в - Программа ДО)

 

Цели программы

Цель-научить детей слитному чтению слогов, слов, предложений.

Задачи:

1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.

2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.

3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

4. Воспитывать интерес к чтению.

 

 

 

Результат программы

К  концу года дети могут читать осознанно целыми словами и предложениями. Выполнять звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений, научатся делить слова на слоги.

 

Особые условия проведения

Возраст детей 5-7 лет.

Материально-техническая база

Отдельный кабинет, оборудован методическим комплектом - букварями, прописями, канцелярскими принадлежностями, дидактическими пособиями по обучению дошкольников чтению, по подготовке к обучению грамоте.