Наш неизведанный мир

Создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

-знакомить детей с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развивать речь, пополнять словарный запас;

-формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развивать аккуратность, ответственность и последовательность;

- воспитать самостоятельность.

Педагоги

 

Воспитатель Чупакова М.Е.

1 квалификационная категория

Содержание программы

 


Октябрь

"Лаборатория"
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в лаборатории.

"Наши помощники – органы чувств"
Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

"Необычные кораблики"
Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

"Волшебная вода"
Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Ноябрь

"Вода – растворитель"
Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

"Воздух"
Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах.

"Звук"
Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий – глухой

"Волшебный свет"
Познакомить со свойствами света. Понять значения: образование теней, яркость света.

Декабрь

"Дерево"
Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

"Песок"
Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

"Глина. Камень"
Выявить сходства и различие свойств глины и камня.

"Песок и глина – наши помощники".
Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Январь

"Что такое масса, длина и высота"
Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

"Снег"
Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

"Металл"
Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

"Бумага"
Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук).

Февраль
"Ткань"
Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

"Стекло"
Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

"Зеркало"
Выявить особенности отражение в зеркал.

"Мыло-фокусник"
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

Март

"Резина"
Познакомить со свойствами резины и её качествами

"Пластмасса"
Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

"О мире растений"
Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

"Как дышат растение"
Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

Апрель

"Солнце дарит нам тепло и свет"
Дать детям представления о том, что солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием "световая энергия".

"Вес, притяжение"
Определить, почему все падает на землю.

"3 состояния вещества"
Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

"Все обо всем"
Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.





2 год обучения

2020-2021 учебный год


Октябрь

"Лаборатория"
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Напомнить о правилах поведения в лаборатории.

"Вода бывает тёплой, холодной, горячей"
Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.

"Водяные весы"
Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

"Поможем воде стать чистой"
Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Ноябрь

"Растущие малютки"
Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

"Свет и тень"
Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Декабрь

"Необычное рисование"
Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

"Вкусовые зоны языка"


Цели программы

Формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Результат программы

 

Старшая группа:

· высказывать предположения об ожидаемом результате;

· определять цель деятельности, условия её достижения;

· с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

· умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

· анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

· анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

 

 

Подготовительная к школе группа:

· уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

· совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

· самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;

· развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Особые условия проведения

 В сентябре, мае проводится первичная и итоговая диагностика.

Материально-техническая база

• Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.