ДООП «Волшебная береста»

Программа «Волшебная береста» направлена на сохранение и развитие народно-прикладного творчества, воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение обучающихся в активную деятельность, приобретение определенных навыков в освоении художественного ремесла.

1 этап – стартовый. На первом году обучения обучающиеся получают знания о правилах безопасной организации труда; изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты; осваивают простейшие приемы работы с берестой в технике плетения, плоской и объемной аппликации из бересты, простые рисунки на бересте.

2 этап – базовый. На втором году обучения обучающиеся изучают основные законы композиции; осваивают более сложные приемы и технологии работы с берестой (работа с пластовой берестой, комбинированное плетение, роспись по бересте, аппликация из бересты методом «интарсии»). Им так же предоставляется возможность самостоятельной деятельности под руководством педагога.

Данная программа разработана с учетом не только возрождения и сохранения берестяного ремесла, но и развития его в современном мире. Изготавливаются как традиционные, так и современные изделия из бересты с применением национальных узоров: обереги, украшения, корзинки, солонки, туеса, традиционные куклы и игрушки, картины и др.

Программа предусматривает строгую преемственность в выполнении различных заданий, построенных по принципу «от простого к сложному», основная часть учебных занятий носит практический характер. На про­стых и ма­лых фор­мах от­ра­ба­ты­ва­ют­ся прие­мы пле­те­ния, что по­зво­ля­ет по­сте­пен­но по­чув­ст­во­вать ма­те­ри­ал, его те­п­ло­ту, уви­деть мно­го­об­ра­зие форм, цве­тов, от­тен­ков, по­бу­ж­да­ет де­тей к твор­че­ст­ву, да­ет воз­мож­ность по­ве­рить в свои си­лы, по­лю­бить этот вид твор­че­ст­ва и про­бу­дить же­ла­ние за­ни­мать­ся даль­ше.

преподаватели

Родионова Ольга Анатольевна

Содержание программы

Стартовый уровень

1. Введение в образовательную область

1.1 Основы работы с берестой

2. Аппликация из бересты

3. Плетение из бересты

4. Украшения и сувениры из бересты

5. Живопись по бересте

6. Индивидуальная работа

7. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация учащихся.  Награждение учащихся и их родителей

 

Базовый уровень

 1. Введение в образовательную область

1.1 Основы работы с берестой

2. Аппликация из бересты

3. Плетение из бересты

4. Украшения и сувениры из бересты

5. Живопись по бересте

6. Индивидуальная работа

7. Итоговое занятие. Промежуточная итоговая аттестация учащихся,защита творческих работ, проектов.

Цели программы

Развитие и активизация творческого потенциала обучающимся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.

Результат программы

Обучающиеся к концу обучения на стартовом уровне будут знать:

· Требования, предъявляемые к обучающему, правила организации рабочего места

· Краткие сведение об искусстве художественной обработки бересты её назначения в жизни человека, традиционные инструменты

· Правила и требования заготовки, обработки и хранения бересты, основные свойства бересты

· Общие сведения об оборудовании, материале, инструментах, применяемых в плетении, правила техники безопасности с инструментами

· Основы прямого и косого плетения, особенности выполнения основы изделия, углов, способы за плетения бортика, соотношение длины, ширины, высоты изделия, изготовление необходимых элементов, приемы декора в изделии

· Принцип изготовления туеса из пластовой бересты

· Технологию изготовления оберегов и украшений

· Понятие об аппликации, предметной аппликации, в технике " мозаика"

· Технологию изготовления аппликации

· Понятие "технологическая карта"

· Назначение основных и составных цветов, использование их в зависимости от тона берестяного слоя

· Свойства акварельных и гуашевых красок

· Принципы линейной перспективы

· Понятия – палитра, композиция, силуэт, пейзаж, перспектива, линия

· Понятие "здоровый образ жизни"

Обучающийся будут уметь:

· Выполнять требования, инструкции, организовать рабочее место

· Подготовить бересту к работе

· Экономно расходовать материал

· Определять качество бересты по внешним признакам

· Выполнить прямое и косое плетение

· Сплести изделие из бересты по образцу педагога

· Оформить собственное изделие

· Собрать изделие из пластовых деталей

· Изготовить оберег и украшение

· Пользоваться технологическими картами

· Подготовить бересту для живописи. Соблюдать принцип линейной перспективы

· Передать изображение пейзажа на бересте в цвете с использованием минимального количества тонов

· Подготовить материал в зависимости от цветовой гаммы, оттенков бересты и сюжета аппликационной работы

· Использовать обрезки бересты в технике "Мозаика"

· Разработать простейший эскиз

· Выполнить изделие на заданную тему – аппликацию по шаблону

· Правильно пользоваться инструментами, соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила

· Проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию)

· Сотрудничать с педагогом и со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы

Обучающиеся к концу обучения на базовом уровне будут знать:

· Краткое содержание программы второго года обучения, расписание занятий

· Требования, предъявляемые к учащимся

· Правила техники безопасности с инструментами

· Технологии изготовления и способы работ из бересты

· Технологию плетения элементов изделий с применением различного количества лычек

· Особенности технологий плетения лаптей: плетение подошвы, носка, пятки

· Технологию плетения современных украшений с применением символики росписи по берестяным украшениям, конической и цилиндрической форм бусин

· Понятие о сюжетной " аппликации с методом «интарсия». Правила передачи характерных особенностей форм, пропорций и конструкции предметов. Основы композиции

· Тональную и цветовую градацию при передаче объёма предметов несложной формы

· Способы использования имеющихся на бересте наростов и неровностей для изображения дополнительных элементов сюжета картины

· Приемы создания различных цветовых сочетаний живописных композиций на бересте

· Правила разработки эскиза

Обучающиеся будут уметь:

Выполнять требования, предъявляемые к обучаемому
Подготовить бересту материалы и инструменты для работа
Применять технологии изготовления и способы работ из бересты: косое и прямое плетение, плетение при помощи убавления и прибавления полосок, способы плетения обуви и объемного верха, с опорой на технологические карты, образцы, схемы
Оформить изделие
Изготовить из бересты украшение или сувенир из предложенного перечня
Разработать эскиз на основании текстуры и тона определенного полотна из бересты. Работать над композицией с использованием собственных наблюдений и зарисовок
Изобразить в технологическом порядке пейзаж на бересте в цвете с использованием необходимой палитры тонов
Работать с источниками информации
Разработать эскиз, подобрать материал по цвету и текстуре, обработать бересту
Изготовить детали для аппликации, собрать детали согласно эскизу
Выполнить изделия в технике аппликация из бересты
Проявлять творческие способности
Проявлять взаимодействие, взаимовыручку, сотрудничество
Сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения
Выполнять элементарные правила здоровье сбережения

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, девочки и мальчики. Допускается дополнительный набор детей на второй год обучения.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, хорошее верхнее освещение, мультимедийная система, магнитная доска, настенные тематические стенды, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий

Ножницы, ленторез, шило, канцелярский нож, коточик, линейка, шкурка, щетка, магнитики, подкладные доски

Копировальное устройство, выжигатель, декоративные ножницы и дыроколы, циркуль, резаки, чеканы, молоток, мольберт, палитра

Карандаш, береста, бумага, проволока, оргалит, клей, ластик, краски, канцелярские скрепки, нитки, бисер, тесьма, рамка для оформления работ, спецодежда (фартук)