Программа «Волшебная береста» направлена на сохранение и развитие народно-прикладного творчества, воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение обучающихся в активную деятельность, приобретение определенных навыков в освоении художественного ремесла.
1 этап – стартовый. На первом году обучения обучающиеся получают знания о правилах безопасной организации труда; изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты; осваивают простейшие приемы работы с берестой в технике плетения, плоской и объемной аппликации из бересты, простые рисунки на бересте.
2 этап – базовый. На втором году обучения обучающиеся изучают основные законы композиции; осваивают более сложные приемы и технологии работы с берестой (работа с пластовой берестой, комбинированное плетение, роспись по бересте, аппликация из бересты методом «интарсии»). Им так же предоставляется возможность самостоятельной деятельности под руководством педагога.
Данная программа разработана с учетом не только возрождения и сохранения берестяного ремесла, но и развития его в современном мире. Изготавливаются как традиционные, так и современные изделия из бересты с применением национальных узоров: обереги, украшения, корзинки, солонки, туеса, традиционные куклы и игрушки, картины и др.
Программа предусматривает строгую преемственность в выполнении различных заданий, построенных по принципу «от простого к сложному», основная часть учебных занятий носит практический характер. На простых и малых формах отрабатываются приемы плетения, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше.
преподаватели
Родионова Ольга Анатольевна
Содержание программы
Стартовый уровень
1. Введение в образовательную область
1.1 Основы работы с берестой
2. Аппликация из бересты
3. Плетение из бересты
4. Украшения и сувениры из бересты
5. Живопись по бересте
6. Индивидуальная работа
7. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация учащихся. Награждение учащихся и их родителей
Базовый уровень
1. Введение в образовательную область
1.1 Основы работы с берестой
2. Аппликация из бересты
3. Плетение из бересты
4. Украшения и сувениры из бересты
5. Живопись по бересте
6. Индивидуальная работа
7. Итоговое занятие. Промежуточная итоговая аттестация учащихся,защита творческих работ, проектов.
Цели программы
Развитие и активизация творческого потенциала обучающимся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
Результат программы
Обучающиеся к концу обучения на стартовом уровне будут знать:
· Требования, предъявляемые к обучающему, правила организации рабочего места
· Краткие сведение об искусстве художественной обработки бересты её назначения в жизни человека, традиционные инструменты
· Правила и требования заготовки, обработки и хранения бересты, основные свойства бересты
· Общие сведения об оборудовании, материале, инструментах, применяемых в плетении, правила техники безопасности с инструментами
· Основы прямого и косого плетения, особенности выполнения основы изделия, углов, способы за плетения бортика, соотношение длины, ширины, высоты изделия, изготовление необходимых элементов, приемы декора в изделии
· Принцип изготовления туеса из пластовой бересты
· Технологию изготовления оберегов и украшений
· Понятие об аппликации, предметной аппликации, в технике " мозаика"
· Технологию изготовления аппликации
· Понятие "технологическая карта"
· Назначение основных и составных цветов, использование их в зависимости от тона берестяного слоя
· Свойства акварельных и гуашевых красок
· Принципы линейной перспективы
· Понятия – палитра, композиция, силуэт, пейзаж, перспектива, линия
· Понятие "здоровый образ жизни"
Обучающийся будут уметь:
· Выполнять требования, инструкции, организовать рабочее место
· Подготовить бересту к работе
· Экономно расходовать материал
· Определять качество бересты по внешним признакам
· Выполнить прямое и косое плетение
· Сплести изделие из бересты по образцу педагога
· Оформить собственное изделие
· Собрать изделие из пластовых деталей
· Изготовить оберег и украшение
· Пользоваться технологическими картами
· Подготовить бересту для живописи. Соблюдать принцип линейной перспективы
· Передать изображение пейзажа на бересте в цвете с использованием минимального количества тонов
· Подготовить материал в зависимости от цветовой гаммы, оттенков бересты и сюжета аппликационной работы
· Использовать обрезки бересты в технике "Мозаика"
· Разработать простейший эскиз
· Выполнить изделие на заданную тему – аппликацию по шаблону
· Правильно пользоваться инструментами, соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила
· Проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию)
· Сотрудничать с педагогом и со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы
Обучающиеся к концу обучения на базовом уровне будут знать:
· Краткое содержание программы второго года обучения, расписание занятий
· Требования, предъявляемые к учащимся
· Правила техники безопасности с инструментами
· Технологии изготовления и способы работ из бересты
· Технологию плетения элементов изделий с применением различного количества лычек
· Особенности технологий плетения лаптей: плетение подошвы, носка, пятки
· Технологию плетения современных украшений с применением символики росписи по берестяным украшениям, конической и цилиндрической форм бусин
· Понятие о сюжетной " аппликации с методом «интарсия». Правила передачи характерных особенностей форм, пропорций и конструкции предметов. Основы композиции
· Тональную и цветовую градацию при передаче объёма предметов несложной формы
· Способы использования имеющихся на бересте наростов и неровностей для изображения дополнительных элементов сюжета картины
· Приемы создания различных цветовых сочетаний живописных композиций на бересте
· Правила разработки эскиза
Обучающиеся будут уметь:
Выполнять требования, предъявляемые к обучаемому
Подготовить бересту материалы и инструменты для работа
Применять технологии изготовления и способы работ из бересты: косое и прямое плетение, плетение при помощи убавления и прибавления полосок, способы плетения обуви и объемного верха, с опорой на технологические карты, образцы, схемы
Оформить изделие
Изготовить из бересты украшение или сувенир из предложенного перечня
Разработать эскиз на основании текстуры и тона определенного полотна из бересты. Работать над композицией с использованием собственных наблюдений и зарисовок
Изобразить в технологическом порядке пейзаж на бересте в цвете с использованием необходимой палитры тонов
Работать с источниками информации
Разработать эскиз, подобрать материал по цвету и текстуре, обработать бересту
Изготовить детали для аппликации, собрать детали согласно эскизу
Выполнить изделия в технике аппликация из бересты
Проявлять творческие способности
Проявлять взаимодействие, взаимовыручку, сотрудничество
Сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения
Выполнять элементарные правила здоровье сбережения
Особые условия проведения
Принимаются все желающие, девочки и мальчики. Допускается дополнительный набор детей на второй год обучения.
Материально-техническая база
Учебный кабинет, хорошее верхнее освещение, мультимедийная система, магнитная доска, настенные тематические стенды, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий
Ножницы, ленторез, шило, канцелярский нож, коточик, линейка, шкурка, щетка, магнитики, подкладные доски
Копировальное устройство, выжигатель, декоративные ножницы и дыроколы, циркуль, резаки, чеканы, молоток, мольберт, палитра
Карандаш, береста, бумага, проволока, оргалит, клей, ластик, краски, канцелярские скрепки, нитки, бисер, тесьма, рамка для оформления работ, спецодежда (фартук)