«Туризм. Первые шаги» 3 год обучения

Программа «Туризм. Первые шаги» 3 год обучения позволяет детям расширить необходимые знания о таком привлекательном для них виде деятельности – организации и проведении самодеятельных путешествий, полученные в рамках реализации программы «Туризм. Первые шаги» 1 год обучения. Любая экскурсия, организованная турбюро, не даст детям столько впечатлений, как организованное собственными силами путешествие, полное приключений и трудностей.

В программе объединены важные аспекты развития порастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день программа актуальна, поскольку кроме физической выносливости, скорости и силы, занятия туризмом воспитывают у подростков умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, принимать решения. Развиваются и межличностные отношения, прежде всего, в направлении коллективизма, реализуясь во всем большем умении подчинять свое «я» интересам команды. Несомненен и оздоровительный аспект занятий, поскольку они проходят на свежем воздухе, закаливая организм ребёнка. Программа была разработана в марте – апреле 2020 года, в разгар пандемии, в период, когда большинство родителей большое внимание стало уделять не только школьным успехам ребёнка, но и сохранению его здоровья. Социальный заказ на дополнительные образовательные программы, ставящие свей целью закаливание и улучшение здоровья обучающихся, на фоне пандемии значительно вырос.

Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанника.

Педагоги

Давыденко Олег Григорьевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

Программа включает в себя разделы:

Раздел 1. Введение 

Раздел 2. Основы туристкой подготовки

Раздел 3. Краеведение

Раздел 4. Физическая подготовка

Раздел 5. Туристские слеты и соревнования

Раздел 6. Туристские прогулки и походы выходного дня

 

Цели программы

Приобщение обучающихся к туристско-краеведческой деятельности для личностного развития, развития навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья.

Результат программы

Знания, умения и навыки, формируемые по результатам реализации программы:

1. Туризм
– знать основные сведения по истории туризма
– основные знания и навыки по организации пешеходных и лыжных походов выходного дня: соблюдение мер безопасности, освоение правил движения во время похода, организации питания в туристских прогулках, знание правил организации бивуака и пр.

– применение знаний по мерам безопасности и преодолению простейших препятствий;
– уметь вязать основные туристские узлы, знать и применять основные способы самостраховки и первичные навыки командной страховки
– научиться проходить пешеходные и лыжные туристские дистанции 1 класса сложности


2. Краеведение
– познакомиться с историческими и природными достопримечательностями окрестностей Северодвинска


3. Топография и ориентирование
- уметь работать с картой и компасом в помещении и выполнять простейшие задания на местности
–получить навыки участия в соревнованиях по спортивному ориентированию.


4. Общая физическая подготовка
– соответствовать нормативам по физической подготовке

 

Особые условия проведения

Программа рекомендуется для обучающихся занимавшихся по программе «Туризм. Первые шаги» первого и второго годов обучения, или впервые приступающим к занятиям туризмом, но занимавшихся ранее в объединениях физкультурно – спортивной или туристско-краеведческой направленности и прошедших вводное тестирование. Обучающиеся должны иметь допуск врача для занятий туризмом.

Материально-техническая база

Для организации занятий по программе требуется: кабинет (спортивный зал) с возможностью проведения занятий по общей физической подготовке, наличие картографированных полигонов для спортивного ориентирования, возможность оборудования технических этапов при изучении тем «Туристские соревнования» (в тренировочном зале или на прилегающей территории.)

Туристское снаряжение согласно типовому перечню туристического снаряжения образовательного учреждения и полевого туристского лагеря (Приложение к приказу Министра образования Российской Федерации от 28 апреля 1995г. № 223).

Оборудование – маты спортивные 15 шт., мультимедиа проектор – 1 шт.

Дидактические материалы:

- комплекты плакатов по темам: «Снаряжение туриста», «Бивуаки», «ПМП», «Костры», «Переправы», «Лыжный туризм», «Водный туризм», «Ориентирование на местности», "Узлы";

- комплект учебных заданий и тестов по изучаемым темам;

- комплект тактических задач по различным видам туризма;

- комплект топографических карт М 1:100000 и М 1:10000 ближайших окрестностей;

- подборка видеофильмов по изучаемым темам;

- условные знаки по топографии (карточки);

- международная кодовая система (карточки);

- средства визуальной сигнализации (карточки);

- тематические кроссворды;

- викторины по экологии и краеведению;

- туристская игротека