Лыжные гонки, предпрофессиональная программа

Лыжные гонки – это циклический вид спорта. В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжными гонками –один из самых доступных и массовых видов физической культуры и спорта. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении

Педагоги

  1. Кудрин Андрей Клавдиевич, старший тренер-преподаватель отделения лыжных гонок, высшая квалификационная категория.
  2. Мишуков Евгений Альбертович, тренер-преподаватель отделения лыжных гонок, СЗД.

Содержание программы

Программа предусматривает два уровня сложности (базовый уровень 6 лет и углубленный уровень 2 года обучения) в освоении обучающимися образовательной программы.

Базовый уровень образовательной программы предусматривает изучение и освоение следующих обязательных и вариативных предметных областей:

Обязательные предметные области на базовом уровне:

1. теоретические основы физической культуры и спорта:

- История лыжных гонок.

- Гигиенические и реабилитационные аспекты деятельности в лыжном спорте.

- Противопоказания к занятиям и профилактика травматизма в лыжном спорте.

- Регулирование собственного веса. Система восстановительных средств.

- Требования к занимающимся.

- Правила соревнований по лыжным гонкам. Запрещенные приемы и действия.

- Организация проведения соревнований по лыжным гонкам.

- Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.

- Требования техники безопасности при занятиях лыжным спортом.

- Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировки.

- Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте.

2. общая физическая подготовка:

- упражнения для выработки правильной осанки;

- подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы;

- упражнения с различными отягощениями (набивными мячами, мешками с песком, гантелями, гирями и др.),

-упражнения в преодолении собственного веса (подтягивания, отжимания, поднимания и опускания ног и туловища из различных положений, лазание по канату и др.),

-упражнения в сопротивлении с партнером (перетягивание, переталкивание, борьба).

-упражнения с большим отягощением (со штангой, гирями, с партнером, сидящим на плечах)

- упражнений на гибкость, выполняемых с большой амплитудой

3. вид спорта.

1. Техническая подготовка.

-обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами.

-овладение рациональной техникой скользящего шаг

- развитие равновесия при одноопорном скольжении,

-согласованная работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом.

-основные элементы техники классических ходов в облегченных условиях.

-обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках.

-обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом.

-обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением.

-обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

 2.Тактическая подготовка (Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников. Практическое овладение достигается в ходе тренировочных занятий и соревнований путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д.)

3. Система соревнований.

4. Психологическая подготовка (это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на обучающегося с целью формирования и совершенствования свойств личности и психических качеств обучающегося, необходимых для подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности)

Вариативные предметные области базового уровня:

1. различные виды спорта и подвижные игры;

-Гимнастика

-Упражнения на кольцах и перекладине

-Прыжки через различные гимнастические снаряды

-Акробатика

-Упражнения на гимнастических снарядах

-Упражнения в равновесии и в сопротивлении,

-лазании по канату, шесту, лестнице, в перелазании, подтягивании.

-Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладина, кольца, брусья, конь, бревно).

-Различные кувырки: вперед, назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках,

-мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и "шпагат"

-сальто вперед (с помощью), колесо (переворот боком).

2. специальные навыки (точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками; развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений).

Углубленный уровень образовательной программы предусматривает изучение и освоение следующих обязательных и вариативных предметных областей:

Обязательные предметные области углубленного уровня:

1. теоретические основы физической культуры и спорта

- Восстановительные мероприятия в спорте.

- Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.

- Требования техники безопасности при занятиях лыжным спортом.

-Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом

-Основные виды подготовки юного спортсмена в процессе тренировки.

- Физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

-Воспитание нравственных и волевых качеств личности.

-Спортивные соревнования. Их планирование, организация и проведение.

2. основы профессионального самоопределения (Занимающиеся должны периодически привлекаться тренером-преподавателем в качестве помощников при проведении разминки и основной части тренировки со спортсменами более младших возрастов. Определенная помощь тренеру-преподавателю ими может быть оказана и при проведении тестирования новичков во время набора в группы 1-го года обучения на базовом уровне сложности. Спортсмены должны уметь подбирать комплексы упражнений для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технику лыжных ходов, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими занимающимися, помогать тренеру-преподавателю в работе с младшими возрастными группами.)

3. общая и специальная физическая подготовка:

-упражнения в преодолении собственного веса (подтягивания, отжимания, поднимания и опускания ног и туловища из различных положений, лазание по канату и др.),

-упражнения в сопротивлении с партнером (перетягивание, переталкивание, борьба).

-упражнения с большим отягощением (со штангой, гирями, с партнером, сидящим на плечах)

- упражнений на гибкость, выполняемых с большой амплитудой

-парные упражнения для развития силы;

-акробатические упражнения для развития ловкости и умения ориентироваться в безопорной фазе

4. вид спорта.

1. Техническая подготовка.

- достижение автоматизма и стабилизации двигательных действий,

-совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.

-развитие двигательных качеств и уровнем функционального состояния организма лыжника.

- многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях, до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам.

-совершенствование отдельных деталей, отработка четкого выполнения подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению жесткой системой рука – туловище.

 2. Тактическая подготовка (Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата. Важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции, которое приобретается в процессе тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанций и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. )

 3. Система соревнований.

4. Психологическая подготовка (Целью психологического сопровождения спортивной деятельности является разносторонняя психологическая подготовка спортсмена, направленная на улучшение спортивного результата, а также оказание психологической поддержки тренерам в решении проблем, связанных с тренировочным процессом. Специфика лыжных гонок, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.

 Вариативные предметные области углубленного уровня:

1. различные виды спорта и подвижные игры;

-Баскетбол

-Волейбол

-Футбол

2. судейская подготовка (участие в организации и проведении соревнований школьников в качестве судьи, помощника старшего судьи по награждению, помощника стартера и пр., знать правила соревнований по лыжным гонкам, функции судьи на старте, судьи на финише и судьи-хронометриста, уметь вести протокол соревнований, составлять четвертьфинальные, полуфинальные и финальные забеги в дисциплине "спринт"; знать правила соревнований по лыжным гонкам и, постоянно участвуя в судействе городских и областных соревнований, выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.)

3. специальные навыки (точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками; развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений).

 

Цели программы

Программа направлена на: отбор одаренных детей; создание условий для физического образования, воспитания и развития детей; формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в лыжных гонках; подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Основными задачами реализации Программы являются:

· укрепление здоровья, формирование культуры здорового образа жизни;

· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

· получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;

· удовлетворение потребностей в двигательной активности;

· подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;

· отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;

· подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

Результат программы

В результате обучения по программе учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. основные понятия, термины лыжных гонок
  2. историю развития лыжного спорта
  3. основы правил соревнований в избранном виде спорта

УМЕТЬ:

  1. применять правила безопасности на занятиях
  2. владеть основами гигиены
  3. соблюдать режим дня
  4. владеть техникой передвижения на лыжах

В результате обучения по программе ожидается повышение уровня общей физической подготовленности.

Особые условия проведения

1. возраст

2. медицинская справка о состоянии здоровья от участкового педиатра с указанием сведений: группа здоровья, если не 1 – указать диагнозы; состоит на «Д» учете, указать специалиста и диагноз; физкультурной группы, перенесенных заболеваниях.

Материально-техническая база

Занятия проходят на лыжном стадионе ФОК «Север» по адресу пр. Труда, 45

Зал общефизической подготовки, раздевалки (ул. Тургенева, д. 12). Для занятий лыжников предоставляется инвентарь – лыжи пластиковые,палки лыжные, ботинки лыжные, лыжи для классического и конькового хода, лыжероллеры.
Школа оснащена специальной техникой :
- Буран 1 шт.
Для организации учебно-тренировочного процесса и качественного ведения школьного документооборота используются:
- Ноутбук 1 шт.
- Многофункциональное устройство.