- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Юный эколог
Юный эколог
Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике изучения флоры и фауны родного края. Они совпадают с годами обучения.
I этап (1 год обучения) – "Богатство леса".
В течение года дети
- знакомятся с основными видами животных и птиц, обитающих в лесах Севера, целебными растениями наших лесов и их свойствами, узнают правила поведения в лесу;
- знакомятся с обитателями живого уголка, правилами ухода за ними;
- участвуют в экологических спектаклях.
II этап (2 год обучения) – "Мир воды".
На занятиях дети
- знакомятся с растениями, насекомыми, животными, населяющими водоём и растениями, насекомыми, птицами, населяющими луга;
- узнают правила сбора и способы хранения и применения лекарственных трав лугов;
- осваивают правила поведения на лугу, в прибрежной зоне рек и озёр;
- осваивают правила ухода за аквариумом;
- выполняют исследовательские задания;
- участвуют в организации и подготовке экологических спектаклей.
III этап (3 год обучения) – "Экология жилища".
На занятиях дети
- изучают экологию квартиры, жилища, одежды, правила личной гигиены, правила ухода за домашними животными, комнатными растениями;
- узнают о значении для правильной жизнедеятельности человека чистой воды, чистого воздуха, достаточного освещения, натуральных материалов, правильной утилизации отходов;
- проводят учебно-исследовательскую деятельность;
- участвуют в экологических спектаклях.
Педагоги
Педагог дополнительного образования Репко Елена Александровна, высшая квалификационная категория.
Содержание программы
1 год:
1. "Богатство леса".Введение "В гостях у Берендея-Царя лесного«.
2. Питомцы живого уголка.
3. Лес – многоэтажный дом.
4. Лес – дом лесных животных.
5. Пернатые обитатели леса.
6. Лес и человек.
7. Лес и здоровье.
8. Сохраним наш лес.
9. Итоговое занятие.
2 год:
1. «Мир воды». Введение "В гостях у матушки природы.
2. Аквариум – маленький дом растений и животных.
3. Водоём и его богатства.
4. Луг и его богатства.
5. Живое болото.
6. В дар человеку- реки, озёра, луга и болота.
7. Итоговое занятие.
3 год:
1. "Экология жилища". Введение "В гостях у человека".
2. Экология моего дома.
3. Экология моей квартиры.
4. Вода в моей квартире.
5. Воздух в моей квартире.
6. Свет и тепло.
7. Экология нашей одежды.
8. Твёрдые бытовые отходы.
9. Экология отношений людей в квартире.
10. Проектно – исследовательская деятельность.
11. Итоговое занятие.
Цели программы
Формирование у детей основ экологической культуры. Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.
Результат программы
К концу первого года обучения ребенок
знает:
- виды животных леса, характерные признаки внешнего вида, среду обитания, рацион питания, взаимосвязь в природе;
- виды птиц леса, «профессии» лесных птиц, значение в жизни леса;
- виды деревьев и растений леса, влияние человека на жизнь лесов, «законы леса», правила поведения в лесу;
- лекарственные растения леса и их лечебные свойства, название плодов;
- название животных животного уголка, краткую характеристику, особенности поведения в неволе, правила ухода, рацион питания, условия размножения, правила техники безопасности при работе с животными, меры профилактики заболеваний животных и способы оказания первой ветеринарной помощи;
умеет:
- определять по следу, характерным признакам вид животного;
- определять по внешним признакам вид птицы;
- определять название дерева по внешнему виду, стволу, коре, листу, семенам и плодам;
- соблюдать правила сбора и способы хранения лекарственных растений и плодов деревьев;
- изготавливать несложную кормушку для птиц;
- осуществлять уход за животными живого уголка;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с животными;
- отличать больных животных от здоровых;
- выступать в спектакле.
К концу второго года обучения ребенок
знает:
- виды растений, насекомых, животных, населяющих водоём, от чего зависит окраска рыб водоёма, как приспосабливаются обитатели к условиям жизни в водной среде;
- виды растений, насекомых и птиц, населяющих луга, лекарственные травы лугов и способы их распространения, правила сбора и способы хранения лекарственных трав лугов, правила поведения на лугу, в прибрежной зоне рек и озёр;
- биологический режим и правила ухода за аквариумом, болезни рыб, чем кормить различных рыб;
- птиц и животных болота, растения, растущие на болоте;
- какую пользу приносят болота человеку;
- основные правила и приёмы изготовления несложных декораций и бутафории для экологических спектаклей;
умеет:
- соблюдать правила поведения в природе и проявлять посильную помощь по сохранению экологической среды луга и водной среды;
- определять по характерным внешним признакам вид птицы;
- определять по характерным внешним признакам вид рыб;
- чистить аквариум, оформлять его;
- кормить рыб;
- отличать больных рыб от здоровых;
- изготавливать несложный реквизит и декорации к экологическому спектаклю.
К концу третьего года обучения ребенок
знает:
- основные сведения о традиционном укладе жизни поморов, обстановке и внутреннем убранстве северного дома, гигиене жилища;
- правила обращения с бытовыми приборами и условия их хранения;
- условия содержания комнатных растений;
- правила ухода и кормления домашних животных;
- правила безопасности при содержании домашних животных и требования гигиены;
- естественные и искусственные источники света и их роль в жизни человека и растений;
- виды натуральных тканей;
- гигиенические требования к одежде человека;
- влияние загрязнённой воды на здоровье человека;
- способы очистки воды;
- виды отходов;
- вредное воздействие отходов на организм человека;
- значение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», причины их возникновения.
умеет:
- соблюдать правила гигиены жилища, одежды, личной гигиены;
- выполнять комплекс физических упражнений;
- правильно ухаживать за бытовыми приборами, соблюдать правила безопасности при их использовании;
- определять, из каких природных материалов изготовлены мебель, посуда, одежда и т.д.;
- определять виды отходов по внешним признакам;
- использовать и давать рекомендации по использованию твёрдых бытовых отходов;
- производить посильную помощь в уборке территории от мусора;
- ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
- улаживать конфликты между детьми мирным путём.
Особые условия проведения
Все желающие, у которых отсутствует аллергия на шерсть животных.
Материально-техническая база
Для реализации образовательной программы «Юный эколог» необходимо следующее материально-техническое обеспечение.
1. Кабинет для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и оборудованный рабочими местами по количеству детей.
Технологическая оснащенность кабинета:
- карта Архангельской области,
- наглядные пособия «Времена года», «Мир животных», «Мир птиц», «Подводный мир», «Мир насекомых», «Лекарственные растения нашего края» и т.д.,
- чучела птиц, зверей,
- гербарии листьев деревьев и кустарников, лекарственных растений,
- экологические знаки (этикетки),
- дидактические игры «Сто к одному», «Сюрприз», «Лесное лукошко», «Моя золотая рыбка», «Я – дома, я – на улице...» и другие к темам программы,
- микроскоп,
- DVD для просмотра фильмов и фильмы «Работа с населением по предотвращению лесных пожаров», «Змеи, ящерицы», «Грызуны», «Птицы России» и др.,
- муляжи овощей и фруктов,
- досочки для лепки из пластилина, глины,
- баночки для воды,
- кисти художественные и клеевые,
- художественная гуашь, акварельные краски,
- клей ПВА, бумага белая, цветная,
- карандаши простые, цветные, фломастеры,
- наборы открыток фотографий животных, птиц, рыб и т.д.,
- детские работы, фотографии детских работ прошлых лет,
- костюмы, декорации, реквизит для экологических спектаклей.
2. «Живой уголок», также оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническим нормами.
Технологическая оснащенность кабинета "Живой уголок":
- стойки для аквариумов,
- ведро для чистки аквариумов с рыбами,
- ведро для чистки аквариумов и клеток с животными,
- аквариумы с компрессорами для рыб,
- аквариумы с компрессорами для черепах,
- аквариум с кормушкой для хомяка,
- аквариум с кормушкой для морской свинки,
- аквариум с кормушкой для ежа,
- клетки для кроликов,
- клетки для хомяков,
- клетки для птиц,
- вольер для птиц,
- кондиционер,
- столик для приготовления пищи животным,
- ящик с опилками для подстилки животным,
- тумбочка с инвентарем для уборки аквариумов, клеток,
- тумбочка для хранения корма для животных.