Юный эколог

Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике изучения флоры и фауны родного края. Они совпадают с годами обучения.

I этап (1 год обучения) – "Богатство леса".

В течение года дети

- знакомятся с основными видами животных и птиц, обитающих в лесах Севера, целебными растениями наших лесов и их свойствами, узнают правила поведения в лесу;

- знакомятся с обитателями живого уголка, правилами ухода за ними;

- участвуют в экологических спектаклях.

II этап (2 год обучения) – "Мир воды".

На занятиях дети

- знакомятся с растениями, насекомыми, животными, населяющими водоём и растениями, насекомыми, птицами, населяющими луга;

- узнают правила сбора и способы хранения и применения лекарственных трав лугов;

- осваивают правила поведения на лугу, в прибрежной зоне рек и озёр;

- осваивают правила ухода за аквариумом;

- выполняют исследовательские задания;

- участвуют в организации и подготовке экологических спектаклей.

III этап (3 год обучения) – "Экология жилища".

На занятиях дети

- изучают экологию квартиры, жилища, одежды, правила личной гигиены, правила ухода за домашними животными, комнатными растениями;

- узнают о значении для правильной жизнедеятельности человека чистой воды, чистого воздуха, достаточного освещения, натуральных материалов, правильной утилизации отходов;

- проводят учебно-исследовательскую деятельность;

- участвуют в экологических спектаклях.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Репко Елена Александровна, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

1 год:

1. "Богатство леса".Введение "В гостях у Берендея-Царя лесного«.
2. Питомцы живого уголка.
3. Лес – многоэтажный дом.
4. Лес – дом лесных животных.
5. Пернатые обитатели леса.
6. Лес и человек.
7. Лес и здоровье.
8. Сохраним наш лес.
9. Итоговое занятие.

2 год:

1. «Мир воды». Введение "В гостях у матушки природы.
2. Аквариум – маленький дом растений и животных.
3. Водоём и его богатства.
4. Луг и его богатства.
5. Живое болото.
6. В дар человеку- реки, озёра, луга и болота.
7. Итоговое занятие.

3 год:

1. "Экология жилища". Введение "В гостях у человека".
2. Экология моего дома.
3. Экология моей квартиры.
4. Вода в моей квартире.
5. Воздух в моей квартире.
6. Свет и тепло.
7. Экология нашей одежды.
8. Твёрдые бытовые отходы.
9. Экология отношений людей в квартире.

10. Проектно – исследовательская деятельность.
11. Итоговое занятие.

 

Цели программы

Формирование у детей основ экологической культуры. Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.

Результат программы

К концу первого года обучения ребенок

знает:

- виды животных леса, характерные признаки внешнего вида, среду обитания, рацион питания, взаимосвязь в природе;

- виды птиц леса, «профессии» лесных птиц, значение в жизни леса;

- виды деревьев и растений леса, влияние человека на жизнь лесов, «законы леса», правила поведения в лесу;

- лекарственные растения леса и их лечебные свойства, название плодов;

- название животных животного уголка, краткую характеристику, особенности поведения в неволе, правила ухода, рацион питания, условия размножения, правила техники безопасности при работе с животными, меры профилактики заболеваний животных и способы оказания первой ветеринарной помощи;

умеет:

- определять по следу, характерным признакам вид животного;

- определять по внешним признакам вид птицы;

- определять название дерева по внешнему виду, стволу, коре, листу, семенам и плодам;

- соблюдать правила сбора и способы хранения лекарственных растений и плодов деревьев;

- изготавливать несложную кормушку для птиц;

- осуществлять уход за животными живого уголка;

- соблюдать правила техники безопасности при работе с животными;

- отличать больных животных от здоровых;

- выступать в спектакле.

К концу второго года обучения ребенок

знает:

- виды растений, насекомых, животных, населяющих водоём, от чего зависит окраска рыб водоёма, как приспосабливаются обитатели к условиям жизни в водной среде;

- виды растений, насекомых и птиц, населяющих луга, лекарственные травы лугов и способы их распространения, правила сбора и способы хранения лекарственных трав лугов, правила поведения на лугу, в прибрежной зоне рек и озёр;

- биологический режим и правила ухода за аквариумом, болезни рыб, чем кормить различных рыб;

- птиц и животных болота, растения, растущие на болоте;

- какую пользу приносят болота человеку;

- основные правила и приёмы изготовления несложных декораций и бутафории для экологических спектаклей;

умеет:

- соблюдать правила поведения в природе и проявлять посильную помощь по сохранению экологической среды луга и водной среды;

- определять по характерным внешним признакам вид птицы;

- определять по характерным внешним признакам вид рыб;

- чистить аквариум, оформлять его;

- кормить рыб;

- отличать больных рыб от здоровых;

- изготавливать несложный реквизит и декорации к экологическому спектаклю.

К концу третьего года обучения ребенок

знает:

- основные сведения о традиционном укладе жизни поморов, обстановке и внутреннем убранстве северного дома, гигиене жилища;

- правила обращения с бытовыми приборами и условия их хранения;

- условия содержания комнатных растений;

- правила ухода и кормления домашних животных;

- правила безопасности при содержании домашних животных и требования гигиены;

- естественные и искусственные источники света и их роль в жизни человека и растений;

- виды натуральных тканей;

- гигиенические требования к одежде человека;

- влияние загрязнённой воды на здоровье человека;

- способы очистки воды;

- виды отходов;

- вредное воздействие отходов на организм человека;

- значение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», причины их возникновения.

умеет:

- соблюдать правила гигиены жилища, одежды, личной гигиены;

- выполнять комплекс физических упражнений;

- правильно ухаживать за бытовыми приборами, соблюдать правила безопасности при их использовании;

- определять, из каких природных материалов изготовлены мебель, посуда, одежда и т.д.;

- определять виды отходов по внешним признакам;

- использовать и давать рекомендации по использованию твёрдых бытовых отходов;

- производить посильную помощь в уборке территории от мусора;

- ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

- улаживать конфликты между детьми мирным путём.

Особые условия проведения

Все желающие, у которых отсутствует аллергия на шерсть животных.

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы «Юный эколог» необходимо следующее материально-техническое обеспечение.

1. Кабинет для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и оборудованный рабочими местами по количеству детей.

Технологическая оснащенность кабинета:

- карта Архангельской области,

- наглядные пособия «Времена года», «Мир животных», «Мир птиц», «Подводный мир», «Мир насекомых», «Лекарственные растения нашего края» и т.д.,

- чучела птиц, зверей,

- гербарии листьев деревьев и кустарников, лекарственных растений,

- экологические знаки (этикетки),

- дидактические игры «Сто к одному», «Сюрприз», «Лесное лукошко», «Моя золотая рыбка», «Я – дома, я – на улице...» и другие к темам программы,

- микроскоп,

- DVD для просмотра фильмов и фильмы «Работа с населением по предотвращению лесных пожаров», «Змеи, ящерицы», «Грызуны», «Птицы России» и др.,

- муляжи овощей и фруктов,

- досочки для лепки из пластилина, глины,

- баночки для воды,

- кисти художественные и клеевые,

- художественная гуашь, акварельные краски,

- клей ПВА, бумага белая, цветная,

- карандаши простые, цветные, фломастеры,

- наборы открыток фотографий животных, птиц, рыб и т.д.,

- детские работы, фотографии детских работ прошлых лет,

- костюмы, декорации, реквизит для экологических спектаклей.

2. «Живой уголок», также оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническим нормами.

Технологическая оснащенность кабинета "Живой уголок":

- стойки для аквариумов,

- ведро для чистки аквариумов с рыбами,

- ведро для чистки аквариумов и клеток с животными,

- аквариумы с компрессорами для рыб,

- аквариумы с компрессорами для черепах,

- аквариум с кормушкой для хомяка,

- аквариум с кормушкой для морской свинки,

- аквариум с кормушкой для ежа,

- клетки для кроликов,

- клетки для хомяков,

- клетки для птиц,

- вольер для птиц,

- кондиционер,

- столик для приготовления пищи животным,

- ящик с опилками для подстилки животным,

- тумбочка с инвентарем для уборки аквариумов, клеток,

- тумбочка для хранения корма для животных.