Общеразвивающая программа «Юный эколог»

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно – экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания учащихся в этой сфере, сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Важной целью предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения в школе для учеников 7 – 9 класса.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Педагоги

Бакшеев Александр Владимирович

Содержание программы

1 БЛОК "Экология растений и животных"

2 БЛОК "Друзья ЗОЖ"

3 БЛОК "Экологический мониторинг"

 

Цели программы

Формирование экологической культуры учащихся.

Результат программы

В ходе реализации программы учащиеся должны знать:

1блок обучения:

· Основные понятия курса.

· Экологические факторы, условия существования, среды жизни живых организмов.

· Приспособление живых организмов к различным экологическим факторам.

· Экологические группы живых организмов по отношению к различным факторам среды.

· Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных.

· Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

· Определение понятий «экологический оптимум», «пределы толерантности», «экологическая валентность вида», "ограничивающий фактор".

· Способы питания живых организмов и добывания пищи животными.

· Основные абиотические факторы среды и степень их воздействия на животных.

· Основные методики проведения опытов.

 

2 блок обучения:

· Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам.

· Методики проведения исследований по темам.

· Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.

· Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

· Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование.

· Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.

· Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование.

· Способы сохранения своего здоровья.

 

3 блок обучения:

· Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам.

· Методики проведения исследований по темам.

· Основные экологические понятия и термины.

Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города.
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума.
Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов.
Виды – биоидикаторы чистоты водоемов.
Критерии выделения сапробности водоемов.
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов.
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет.

Материально-техническая база

Осуществляя образовательную деятельность по данной программе МОУ, создает материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

• помещениям, их оборудованию и содержанию,

• естественному и искусственному освещению помещений,

МОУ имеет необходимое для организации развивающей деятельности оснащение и оборудование:

- учебно-методический материалы (литература, пособия)

- кабинет для занятий, обеспечивающие образование ребенка через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства развития, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

– мебель, техническое оборудование.