Основы туризма и краеведения

     Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности, творческую и эмоциональную сферу ребёнка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности строится дифференцированно с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и личностно-ориентирована. Педагог предусматривает организацию отдыха детей после физической или эмоционально-психологической нагрузки.

Педагоги

Евтюкова Марина Николаевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 год обучения

1. Азбука туристско-бытовых навыков
1.1 Основы безопасности в природной среде, дома и в школе
1.2 Личное и групповое снаряжение и уход за ним
1.3 Личная гигиена, питьевой режим юного туриста
1.4 Индивидуальный и групповой ремонтный набор
1.5 Организация биваков и охрана природы, установка палатки
1.6 Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)
2. Азбука топографии
2.1 Мой дом, моя школа, школьный двор
2.2 План местности
2.3 Условные знаки
2.4 Ориентирование по сторонам горизонта
3. Туристское и экскурсионное ориентирование
3.1 Ориентирование на местности
3.2 Техника спортивного ориентирования
3.3 Туристическая группа на туристской прогулке, ( экскурсии)
3.4 Способ отметки на КП
3.5 Экскурсионное ориентирование
4. В гoстях у доктора Айболита
4.1 Оказание первой доврачебной помощи. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок.
4.2 Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
4.3. Способы транспортировки пострадавшего
5. Моя малая родина
5.1 Моя семья. Родословие
5.2 Земляки
5.3 Природа северного края
5.4.Истоки биографии родного города
5.5 Город мастеров
6. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
6.1 Туристские узлы и их применение.
8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма

2 год обучения

1. Вводное занятие
2. Азбука туристско-бытовых навыков 
2.1 Основы безопасности в природной среде. Личное и групповое снаряжение.
2.2 Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2.3 Организация биваков и охрана природы. Установка палатки.
2.4 Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)
3. Азбука топографии 
3.1 План местности
3.2 Условные знаки
3.3 Ориентирование по сторонам горизонта
4. Туристское и экскурсионное ориентирование 
4.1 Ориентирование на местности
4.2 Техника спортивного ориентирования
4.3 Способы отметки на КП
4.4 Экскурсионное ориентирование
5. В гoстях у доктора Айболита
5.1 Оказание первой доврачебной по­мощи. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок.
5.2  Индивидуальная и групповая медицинская аптечки. Способы транспортировки пострадавшего
6. Моя малая родина 
6.1 Земляки
6.2 Природа северного края
6.3 Истоки биографии родного города
6.4 Город мастеров
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
7.1 Туристские узлы и их применение
8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1 Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Цели программы

Цель программы: укрепление здоровья обучающихся, развитие устойчивого интереса к краеведению, формирование мировоззрения через приобщение к оздоровительно-познавательному туризму.

При этом предполагается решение следующих задач:

· Оздоровление детей на занятиях, формирование координационных функций;

· Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность в процессе освоения местного краеведческого материала;

· Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения местного краеведческого материала.

 

Результат программы

Пользоваться снаряжением и оборудованием, устанавливать палатки и тенты.
Составлять планы-схемы местности, читать рельеф по топографической карте, рисовка условных знаков, планов местности.
Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, вывихах, ожогах, обморожениях. Транспортировка пострадавшего с помощью подручных средств.
вязка узлов, преодоление препятствий, охрана труда
Способы отметки на КП, правила пользования карточкой участника, способы изображения легенды КП и их назначение.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Учебный кабинет, туристические карты