Авиа- и ракетомоделирование

  • (2)

Действенной формой работы с обучающимися является детское объединение технического направления.

Содержанием деятельности школьников в кружке «Авиа-, ракетомоделирование» является изготовление моделей посредством моделирования.

Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Программа разработана как для детей, проявляющих интерес и способности к моделированию, так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения.

Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике и технологии у обучающихся.

Программа построена по принципу постепенного усложнения характера деятельности учащихся на различных этапах деятельности. Она объединяет в себе обучение ребят построению из бумаги, дерева, пластика различных моделей планеров, самолетов, ракет, судов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях моделизмом.
Предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора на занятиях моделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих (плавающих) моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета (хода) и маневренности.

Срок реализации программы – 4 года. Группы комплектуются из обучающихся 9 – 17 лет. Количество обучающихся на 1-2 году обучения – 12-15 человек, на 3-4 году наполняемость 10-12 человек. Продолжительность занятия –1 или 2 часа по 45 минут. Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю.

На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных летающих моделей, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания, ресурсы Интернета по тематике кружка, наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей ( авиа-, ракетомодели), выполненные учащимися и педагогом, плакаты, фото и видеоматериалы. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического творчества и соревнованиях.

Основными формами работы с обучающимися являются групповые занятия и индивидуальная работа. Широко используются методы фронтальной работы: объяснение, показ, соревнования, а также методы индивидуальной работы: инструктаж, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, запуски моделей.
Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений.

Занятия проводятся на бесплатной основе.

Педагоги

Голубков Михаил Владимирович

Содержание программы

1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности – 2 часа.

2. Бумажные летающие модели – 4 часа.
3. Метательные бумажные летающие модели. Сборка из готовых наборов – 4 часа.
4. Соревнования по простым и метательным моделям – 4 часа.
5. Парашют. Почтальон. Стрела. Игрушка. Сборка из готовых наборов – 6 часов.
6. Соревнования по запуску парашютов – 4 часа.
7. Воздушный змей. Устройство. Типы – 4 часа.
8. Русский. Коробчатый. Ракета. Сборка из готовых наборов – 8 часов.
9. Соревнования по запуску воздушных змеев – 4 часа.
10. Воздушный шар. Дирижабль. Устройство – 2 часа.
11. Из подручных материалов. Аэростат – 2 часа.
12. Вертолёт и модели вертолётов. Вертолет «Муха». Вертолет на резиномоторе. Сборка из готовых наборов – 8 часов.
13. Соревнования по запуску вертолетов – 4 часа.
14. Планер. Схематичные модели планеров. Аэродинамика полета планеров и их конструкция – 4 часа.
15. Метательные. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала – 2 часа.

16. Изготовление шаблонов и сборка модели - 10 часов.

Всего за один год обучения -  72 часа. Теория - 26 часов, практика - 46 часов. 

 

Цели программы

Создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия моделированием.

Результат программы

В ходе реализации программы воспитанники учатся:

под руководством педагога рассматривать образец изделия. Определять назначение, материал из которого изготовляется изделие. Использовать термины: «деталь», «форма», «размер». Различать понятия: «материал», «инструмент». Выполнять правила техники безопасности на занятиях. Оборудовать рабочее место инструментами и материалами. Выполнять одну за другой технологические операции. Экономно расходовать материалы.

Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения. Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструменты и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

доска магнитно-меловая, стеллажи для демонстрации работ, чертежная бумага, картон, чертежные инструменты, комплект режущего инструмента, кисти для склейки и покраски, клей ПВА, водорастворимые краски, инструменты для работы по дереву, пластику, потолочной плитке: лобзик с пилками, ножовка по дереву, рашпили разные, дрель, угольник, тиски настольные, наждачная бумага, ножи прорезные, коврик непрорезаемый, клещи, пассатижи, электрический гравер с насадками, буравчик по дереву, стальной молоток, шило, струбцины разные.

Для конструирования технических моделей – наборы конструкторов.

Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор»), наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей (судо-, авиа-, ракето-), выполненные учащимися и педагогом, плакаты, фото и видеоматериалы.