«Экология человека. Культура здоровья»

Данная программа является актуальной, т.к. учащимся прививаются навыки здорового образа жизни, самонаблюдения, умения правильно оценивать обстановку и принимать необходимые меры в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание в курсе уделено рассмотрению конкретных ситуаций, когда грамотно оказанная доврачебная помощь в критической ситуации может иметь важное значение для сохранения жизни и здоровья человека.

Направленность программы – естественнонаучная. Помимо этого, программа является практико-ориентированной, т.к. включает практикум, предназначенный для освоения методов самоконтроля и экспресс-диагностики, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека. Работы могут быть выполнены как в условиях учебного кабинета, так и дома, поскольку для их проведения используется простое оборудование.

Использование таких методов как моделирование, эксперимент, математическая обработка данных, анализ информационных источников позволяет мотивировать исследовательскую деятельность обучающихся.

Педагоги

Суворова Валентина Юрьевна,учитель биологии высшей квалификационной категории

Содержание программы

Введение (2 ч) 

Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития. Жизнедеятельность здорового человека. Физический и психологический аспекты здоровья. Факторы риска. Основные показатели состояния здоровья человека. Здоровый образ жизни, его составляющие.

Раздел 1. Условия жизни человека (3 ч)

Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека (биологические, этнические, психологические, социальные, трудовые, экономические, духовные). Активное приспособление человека к природной окружающей среде. Миграции и расселение человека. Демография человека. Демографический взрыв и демографический кризис.

Раздел 2. История взаимоотношений человека и природы. Последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (6 час).

Экологические последствия появления человека на Земле. Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды.

Основные антропогенные факторы деградации природной среды. Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. Особо охраняемые природные территории и их значение для человека.

Раздел 3. Движение и здоровье (3 ч)

Значение двигательной активности для нормального функционирования организма. Гиподинамия, ее опасность. Нарушения работы органов при малоподвижном образе жизни. Движение и расход энергии. Как контролировать нагрузку. Мышечное и умственное утомление, способы его снятия.

Влияние двигательной активности на работу сердечно-сосудистой системы. Гипертония, гипотония, меры по их профилактике.

Раздел 4. Питание и здоровье (5 ч)

Основы рационального питания Состав пищи. Бывают ли несовместимые продукты? Рискуют ли вегетарианцы? «Модные» диеты«.

«Искусственная» пища. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Что расскажет этикетка?

Биологически активные компоненты пищи. Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов. Биологически активные пищевые добавки.

 

 

Раздел 5. Невидимые враги (4 ч)

 

Иммунитет, его механизмы. Иммунодефицит, его причины. Иммуномоделирование. Искусственный иммунитет, вакцинация.

Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний. Способы передачи инфекций. Вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, гепатит, энцефалит, ВИЧ. Меры профилактики. Бактериальные инфекции. Венерические заболевания. Антибиотики. Меры профилактики.

Грибковые заболевания. Гельминтозы. Меры профилактики.

 

 

Раздел 6. Доврачебная помощь (5 ч)

 

Основные правила по оказанию первой доврачебной помощи. Общие нарушения деятельности организма: обморок, травматический шок, коллапс. Нарушения дыхания и сердечной деятельности. Признаки, первая помощь.

Травматические повреждения: переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок, Признаки повреждений, первая помощь. Правила транспортировки пострадавших при повреждениях головы, позвоночника, грудной клетки.

Раны. Кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и повязок. Виды кровотечений, первая помощь.

Термические повреждения: ожоги, отморожения, поражения электрическим током.

Укусы змей, пчел, бешеных животных. Первая помощь.

Домашняя аптечка. Набор лекарственных средств в домашней аптечке. Сколько хранить лекарства? Гомеопатические средства. Народная медицина.

 

Раздел 7. Работа над учебным проектом. Заключение (6 ч)

 

Работа по написанию и защите учебных проектов. Профессии медицинской, санитарно-гигиенической и экологической направленности. Итоговая конференция "Легко ли быть здоровым?"

Цели программы

Формирование экологической культуры школьников на базе комплексного изучения различных проблем экологии человека, а также создание условий для дальнейшего выбора обучающимися естественно-научного профиля обучения и выбора профессий медицинской и санитарно-гигиенической направленности.

Результат программы

К концу первого года обучения дети:

должны знать:

Основные факторы, определяющие условия жизни человека;
Историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы "общество-природа";
Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;
Взаимосвязь здоровья человека и его образа жизни;
Влияние факторов среды на функционирование систем органов;
Основные принципы здорового образа жизни;
Основные профессии медицинской, санитарно-гигиенической и экологической направленности.

должны уметь:

Оценивать условия жизни, прогнозировать их изменений в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;
Организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;
Находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
Осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и экспресс-диагностику, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;
Использовать полученные знания в реальной жизни, оказывать меры доврачебной помощи пострадавшим;
Проводить разъяснительную работу по формированию у окружающих экологической грамотности и принципов здорового образа жизни.

Особые условия проведения

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 13-14 лет. Он не зависит от физиологических и психологических особенностей обучающихся, а также от степени предварительной подготовки, а зависит лишь от уровня формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности.

Материально-техническая база

Помещение и оборудование: Учебный кабинет, домашние условия.

Специальные инструменты и приспособления: Мультимедийное и лабораторное оборудование в соответствии с темами занятий и практическими работами.

Дополнительные материалы: Учебная и научно-популярная литература.