«Живой организм»

Программа «Живой организм» составлена на основе рабочей программы «Биология» линия «Ракурс» для изучения биологии на базовом уровне при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии. Авторы-составители: С.Н.Новикова, Н.И.Романова. Москва, «Русское слово», 2013 год.

Направленность данной дополнительной образовательной программы:

эколого-биологическая (естественнонаучная)

Актуальность программы дополнительного образования «Живой организм» связана с решением вопроса об эколого-биологическом просвещении.

Цель: развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.

Педагоги

Суханова Наталья Александровна Учитель химии, биологии МОУ "СОШ № 2"

Содержание программы

1.Растение-живой организм
2.Многообразие растений
3.Бактерии, грибы, лишайники
4.Где и как живут организмы
5.Создание проекта

Цели программы

Развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.

Результат программы

Планируемые результаты:

Должны знать:

• признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ

Должны уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения

Личностные результаты:

· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

 

Особые условия проведения

Программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.

Материально-техническая база

Помещения и оборудование: Кабинет биологии.

Специальные инструменты и приспособления:

1.наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;

2. влажный препарат "Корень бобового растения с клубеньками";

3.гербарии: "Основные отделы растений";

"Морфология растений";

"Классификация покрытосеменных";

гербарий лишайников местных видов;

4.коллекция"Шишки голосеменных";"Плоды и семена";

плодовые тела гриба- трутовика;

колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;

5.отпечатки ископаемых растений;

6.спилы деревьев;

7. муляжи

- плодовые тела шляпочных грибов;

- плоды культурных растений;

- модели цветков разных семейств;

 

Дополнительные материалы:

Приборы и лабораторное оборудование

- лупы, световые микроскопы;

- иглы препаровальные;

- пинцеты;

- стекла предметные и покровные;

- фильтровальная бумага;

- пипетки;

- пробирки;

- зажим пробирочный;

- мензурки, лабораторные стаканы, колбы;

- спиртовки лабораторные

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор.