Дзюдо, предпрофессиональная программа

Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма – кимоно.

Схватка проходит на ровной, плотной, достаточно гибкой площадке, которая позволяет быстро передвигаться и одновременно обеспечивает безопасность при падении.

Характер спортивного костюма (кимоно), устройство площадки (татами) дают возможность для свободного применения разнообразных приемов. С технической стороны в дзюдо прежде всего входят приемы, характеризующиеся относительно стабильной структурой и сохранившие свою основу со времени возникновения до наших дней.

Техника дзюдо состоит из трех частей – бросков, борьбы лежа, борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно. Для борьбы лежа характерны три типичных приема – удержание, удушение, болевые приемы в локтевом суставе. В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т. д.

Педагоги

старший тренер-преподаватель отделения дзюдо Гладышева Светлана Сергеевна

тренер-преподаватель отделения дзюдо Гладышев Алексей Валерьевич

тренер-преподаватель отделения дзюдо Климантова Виктория Сергеевна

 

Расписание

Начало учебного года 01 сентября.

Окончание учебного года 31 мая

Срок обучения не менее 42 недель

Содержание программы

Данная дополнительная предпрофессиональная программа по дзюдо предназначена для обучающихся от 7 до 18 лет, имеет нормативный срок освоения 10 лет и предусматривает: два уровня сложности (базовый уровень 6 лет и углубленный уровень 4 года обучения) в освоении обучающимися образовательной программы.

Базовый уровень образовательной программы предусматривает изучение и освоение следующих обязательных и вариативных предметных областей:

Обязательные предметные области базового уровня:

1. теоретические основы физической культуры и спорта:

- История дзюдо.

- Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе

- Начальные навыки гигиены

- Режим дня. Основы закаливания организма. Здоровый образ жизни..

- Значение занятий физической культурой и спортом

- Спортивные разряды (нормы, требования, условия)

- Возрастные особенности детей и подростков, влияние на спортсмена занятий избранным видом спорта.

- Основы техники и тактики

- Гигиенические и реабилитационные аспекты деятельности в дзюдо.

- Противопоказания к занятиям и профилактика травматизма в дзюдо.

- Регулирование собственного веса. Система восстановительных средств.

- Правила соревнований по дзюдо. Запрещенные приемы и действия.

- Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.

- Требования техники безопасности при занятиях дзюдо.

- Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировки.

- Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте.

2. общая физическая подготовка:

- упражнения для выработки правильной осанки;

- подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы;

- упражнения с различными отягощениями (набивными мячами, мешками с песком, гантелями, гирями и др.),

-упражнения в преодолении собственного веса (подтягивания, отжимания, поднимания и опускания ног и туловища из различных положений, лазание по канату и др.),

- Строевые упражнения.

- Гимнастические упражнения без предметов.

- Легкоатлетические упражнения.

3. вид спорта.

1. Техническая подготовка.

В технической подготовке дзюдоистов можно выделить общую общую техническую подготовку(освоению дзюдоистами различных двигательных умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности (средств ОФП, действий, необходимых для дальнейшего формирования специфических умений и навыков)) и специальную техническую подготовку (целенаправленное формирование техники двигательных действий в дзюдо)

Стойки; Передвижения; Дистанции; Повороты; Упоры, нырки, уклоны; Захваты; Падения; Страховка и самостраховка партнера; поправка позы, оказание помощи при подбивке, рывке, толчке, тяге.; Положения дзюдоиста; Сближение с партнером; Усилия дзюдоиста; Закрепление техники выполнения бросков, удержаний, болевых, удушений посредством многократного их проведения

 2.Тактическая подготовка

-Тактика соревнований

-Тактика ведения поединка
-Тактика выполнения технических действий

 3. Система соревнований.

4. Психологическая подготовка (это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на обучающегося с целью формирования и совершенствования свойств личности и психических качеств обучающегося, необходимых для подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности)

Вариативные предметные области базового уровня:

1. различные виды спорта и подвижные игры;

-Гимнастика

-Упражнения на кольцах и перекладине

-Прыжки через различные гимнастические снаряды

-Акробатика

-Упражнения на гимнастических снарядах

-Упражнения в равновесии и в сопротивлении,

-лазании по канату, шесту, лестнице, в перелазании, подтягивании.

-Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладина, кольца, брусья, конь, бревно).

-Различные кувырки: вперед, назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках,

-мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и "шпагат«

-сальто вперед (с помощью), колесо (переворот боком).

2. специальные навыки (точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками; развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений).

Углубленный уровень образовательной программы предусматривает изучение и освоение следующих обязательных и вариативных предметных областей:

Обязательные предметные области углубленного уровня:

1. теоретические основы физической культуры и спорта

-Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе

-Основы законодательства в области физической культуры и спорта

- Режим дня. Основы закаливания организма. Здоровый образ жизни.

- Значение занятий физической культурой и спортом

- Основы общероссийских и международных антидопинговых правил

- Спортивные разряды (нормы, требования, условия).

- Возрастные особенности детей и подростков, влияние на спортсмена занятий избранным видом спорта.

- Основы техники и тактики

- Восстановительные мероприятия в спорте.

- Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.

- Требования техники безопасности при занятиях дзюдо.

-Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом

-Основные виды подготовки юного спортсмена в процессе тренировки.

- Физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

-Воспитание нравственных и волевых качеств личности.

-Спортивные соревнования. Их планирование, организация и проведение.

2. основы профессионального самоопределения (Занимающиеся должны периодически привлекаться тренером-преподавателем в качестве помощников при проведении разминки и основной части тренировки со спортсменами более младших возрастов. Определенная помощь тренеру-преподавателю ими может быть оказана и при проведении тестирования новичков во время набора в группы 1-го года обучения на базовом уровне сложности. Спортсмены должны уметь подбирать комплексы упражнений для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технику дзюдо, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими занимающимися, помогать тренеру-преподавателю в работе с младшими возрастными группами.)

3. общая и специальная физическая подготовка:

-упражнения в преодолении собственного веса (подтягивания, отжимания, поднимания и опускания ног и туловища из различных положений, лазание по канату и др.),

-упражнения в сопротивлении с партнером (перетягивание, переталкивание, борьба).

-упражнения с большим отягощением (со штангой, гирями, с партнером, сидящим на плечах)

-парные упражнения для развития силы;

- Игры в касания

-Поединки для развития силы

-Поединки для развития быстроты

-Поединки для развития выносливости

-Поединки для развития гибкости

-Поединки для развития ловкости

-Развитие скоростно-силовых качеств

-Развитие скоростной выносливости

-Развитие «борцовской» выносливости

 4. вид спорта.

1. Техническая подготовка.

- достижение автоматизма и стабилизациидвигательных действий,

- многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях, до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам.

-Закрепление техники выполнения бросков, удержаний, болевых, удушений посредством многократного их проведения: в стандартных ситуациях, в условиях перемещения противника при нарастающем сопротивлении противника.

-освоение комбинаций и контрприемов стоя, лежа, стоя-лежа.

-Формирование умения вести противоборство с противником в условиях взаимного сопротивления.

 2. Тактическая подготовка

Тактика соревнований

-Тактика ведения поединка
-Тактика выполнения технических действий

 3. Система соревнований.

4. Психологическая подготовка

-выработка установки (отношению к партнеру, своему поведению на татами) и мотивации к занятиям;

- развитие психофизических функций и качеств, сложных специализированных восприятий, способности быстрого перехода от напряжения к расслаблению и наоборот и.т.д.

- целенаправленное формирование и совершенствование качеств, необходимых для достижения цели, для преодоления помех, трудностей не только в спорте, но и в повседневной жизни. К примеру, возможность упасть от броска заставляет новичка проявлять усилия воли и психологическую устойчивость для продолжения тренировки

 Вариативные предметные области углубленного уровня:

1. различные виды спорта и подвижные игры:

-Легкая атлетика

-Гимнастика.

-Тяжелая атлетика

-Спортивная борьба

-Спортивные игры. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол

-Плавание.

2. судейская подготовка

-Обязанности и права участников соревнований.

-Общие обязанности судей.

-Обязанности главного судьи, заместителя главного судьи, главного секретаря, руководителя татами, рефери, бокового судьи, технического секретаря, судьи-информатора, судьи-секундометриста, судьи при участниках.

-Подготовка, организация и проведение соревнований.

Судейство соревнований по дзюдо в спортивной школе, помощь в организации и проведении соревнований по дзюдо в других организациях. Выполнение обязанностей рефери, бокового судьи, технического секретаря, судьи-информатора, судьи-секундометриста, судьи при участниках

3. специальные навыки (точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками; развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений).

 

 Количество занятий в неделю – от 3 до 4 раз в неделю для базового уровня сложности 1, 2, 3, 4 года обучения (БУС 1, БУС 2, БУС 3, БУС 4), от 4 до 5 раз в неделю для базового уровня сложности 5, 6 годов обучения (БУС 5, БУС 6) и углубленного уровня сложности 1, 2, 3, 4 годов обучения (УУС 1, УУС 2, УУС 3, УУС 4).

Продолжительность программы: 42 недели

Цели программы

Цель программы: создание условий для физического воспитания и физического развития детей и подростков, укрепление здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентация; получение начальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта; удовлетворение потребностей в двигательной активности; подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации среднего и высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;  отбор одаренных детей и подростков, создание условий для их физического воспитания и физического развития; подготовка обучающихся к освоению программ спортивной подготовки.

Результат программы

 

Результатом освоения предпрофессиональной программы по дзюдо является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание истории развития избранного вида спорта;

- знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;

- знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;

- знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;

- знания основ спортивного питания;

- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

- знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;

- приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях

- формирование социально-значимых качеств личности;

- развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, приобретение опыта работы в команде (группе);

- развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии;

Особые условия проведения

1. возраст

2. медицинская справка о состоянии здоровья от участкового педиатра с указанием сведений: группа здоровья, если не 1 – указать диагнозы; состоит на «Д» учете, указать специалиста и диагноз; физкультурной группы, перенесенных заболеваниях.

Материально-техническая база

Зал дзюдо

татами