Игрушечных дел мастера (2 год обучения)

Дополнительная общеразвивающая программа «Игрушечных дел мастера (2 год обучения)», разработанная для реализации в системе дополнительного образования, включает в себя:

- изучение традиционной глиняной игрушки, посуды как части культуры Архангельской области. Дети получают подробные сведения об истории игрушки, ее сюжетах, стилевых особенностях, народных мастерах Архангельской области, традиции и преемственности, изучают традиционные способы и приемы лепки и декорирования игрушки, посуды;

- освоение традиционной технологии изготовления глиняной игрушки, посуды и создание на основе ее авторских работ;

- освоение традиционной технологии изготовления народной игрушки из лоскута и природного материала, бумажной игрушки (в технике "папье-маше");

- проектно-исследовательскую деятельность.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Новгородова Татьяна Степановна, высшая квалификационная категория

Содержание программы

1. "В каждой избушке – свои игрушки"
1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.
1.2. "Народный мастер. Народная традиция"
1.3. Работа с глиной
1.4. Работа с бумагой
1.5. Работа с тканью
1.6. Работа с природным материалом (соломой, веточками деревьев, плодами, листьями, мохом и др.)
1.7. Творческая деятельность (работа по замыслу).
1.8. Итоговые занятия

Цели программы

Творческая самореализация обучающегося в процессе приобщения его к изобразительной художественно-творческой деятельности (изготовление керамических изделий на основе знакомства, изучении технологии изготовления традиционной игрушки, посуды).

Результат программы

К концу второго года обучения ребенок

знает:

- отличительные особенности формы, орнамента, цветовой гаммы каргопольской, дымковской и филимоновской глиняной игрушек;

- традиционные способы и приёмы лепки каргопольской игрушки;

- значение терминов «стилевые особенности»; «народное искусство» «народный мастер», «традиция в народном творчестве», «преемственность», "гончарство";

- имена наиболее известных мастеров каргопольской игрушки;

умеет:

- самостоятельно комбинировать различные способы и приёмы лепки для достижения выразительности образа;

- использовать пластические свойства материала в работе над формой;

- выполнять под руководством педагога и представлять исследовательскую работу, творческий проект.

получит возможность узнать:

- как правильно провести исследование;

- как осуществлять проектную деятельность.

получит возможность научиться:

- самостоятельно лепить и расписывать глиняные игрушки по мотивам традиционных игрушек Дымкова и Филимонова;

- выполнять небольшие учебно-исследовательские, описательные работы, работы реферативного характера с соблюдением общепринятой структуры;

- самостоятельно выполнять игрушки по мотивам традиционных русских народных игрушек из различных материалов.

Особые условия проведения

Принимаются учащиеся на базе МБОУ СШ № 27, прошедшие обучения по программе "Игрушечных дел мастера (1 год обучения)"

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и оборудованный рабочими местами по количеству детей.

Технологическая оснащенность кабинета:

- глина, подготовленная для работы;

- досочки для лепки, баночки для воды, губки, тряпочки;

- стеки;

- кисти (от № 1 до № 4);

- художественная гуашь;

- клей ПВА;

- альбомы для рисования;

- цветная бумага;

- ткань (ситец однотонный и цветной);

- пряжа различных цветов;

- шишки, мох, солома, веточки дерева, ягоды рябины;

- образцы традиционной глиняной игрушки, посуды, выполненные народными мастерами;

- каталоги «Народные мастера Севера», книги, буклеты, брошюры и т.д. о народных мастерах Севера;

- фотографии, открытки с изображением традиционной игрушки, посуды;

- детские работы, фотографии детских работ прошлых лет;

- видеофильмы «Тайна птицы Сирин», «Сказка из дерева и глины. Каргопольская глиняная игрушка» и др,;

- авторское учебное пособие: набор таблиц к программе "Работа с глиной".