Времена года

Программа предполагает получение обучающимися знаний и умений в области экологии и декоративно-прикладного искусства. Связующим звеном между ними служит арт-терапия – одно из самых передовых направлений в современной психологической науке. Важное место в программе занимает региональный компонент.

Учебный план программы делится на четыре блока, хронологически соответствующих осени, зиме, весне, лету. В каждом блоке выделяются следующие составляющие: вводное занятие, фенологические наблюдения, сбор и заготовка природного материала, изготовление изделий средствами декоративно-прикладного творчества, беседы, викторины, экскурсии, подготовка и проведение сезонного праздника.

Пройдя полный курс данной образовательной программы, ребенок научится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, углубит представления о растениях, животных (домашних и диких), птицах, временах года. Усвоению и осознанному восприятию материала способствуют систематические наблюдения за явлениями неживой и живой природы, работа с «Дневником наблюдения». На занятиях декоративно-прикладным творчеством дети учатся изображать растения и животных (в т.ч. занесенных в Красную книгу Архангельской области), рисовать пейзаж в различных техниках., освоят искусство аппликации из бумаги, салфеток, природных материалов. Занятия проводятся в оборудованном кабинете-мастерской. Все необходимые для занятий материалы приобретаются родителями обучающихся.

Педагоги

Заозерская Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории;

Докшина Анна Григорьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1 год обучения Декоративно -прикладное направление

1.Осень
1.1.Вводное занятие "Осенняя пора, очей очарование"
1.2.Фенологические наблюдения
1.3.Изготовление объемного изображения гриба из соленого теста
1.4.Изготовление флористической картины из осенних листьев
1.5.Подготовка к празднику осени.
1.6. Праздник осени
2 Зима
2.1.Вводное занятие "Зима раскрыла снежные объятья"
2.2.Фенологические наблюдения
2.3.Изготовление картины в смешанной технике "Снеговик во дворе"
2.4.Изготовление новогодней открытки
2.5.Подготовка к Празднику зимы
2.6.Праздник зимы
3. Весна
3.1.Вводное занятие "Природы пробужденье"
3.2.Фенологические наблюдения
3.3.Изготовление шара-погремушки из глины
3.4.Выполнение праздничных открыток
3.5. Подготовка к празднику Весны
3.6.Праздник Весны
4. Лето
4.1. Вводное занятие "Лето, ах лето!"
4.2.Фенологические наблюдения
4.3. Изготовление декоративной тарелки с цветочным орнаментом
4.4.Подготовка к празднику Лета.
2 год обучения Декоративно-прикладное направление

1. Осень
1.1.Вводное занятие "Что такое осень?«
1.2.Фенологические наблюдения
1.3.«Осенний букет» (аэрография)
1.4.«Магнит-листик» (лепка из соленого теста)
1.5. Осенний пейзаж (гуашь)
1.6. Подготовка к празднику осени
1.7. Праздник Осени
2. Зима
2.1.Вводное занятие "Зимушка, зима!"
2.2. Фенологические наблюдения

2.3. Лепка фигурок зверей, занесённых в Красную книгу Архангельской области (тюлень, ёж, заяц – русак и др.)

2.3. Зимний пейзаж (акварель)

2.4. Подготовка к празднику Зимы

3.Весна
3.1. Вводное занятие "Весны дыханье"
3.2.Фенологические наблюдения
3.3.Изображение птиц (рисунок, карандаш)
3.4.Лепка фигурок птиц (соленое тесто)
3.5.Весенний пейзаж (гуашь, акварель)
3.6.Подготовка к празднику Весны
3.7.Праздник Весны
4. Лето
4.1.Вводное занятие "Лето красное"
4.2.Фенологическое наблюдение
4.3.Пчела на цветке" (резьба по поролону)
4.4.Летний пейзаж (восковые мелки)
4.5.Подготовка к празднику Лета.
4.6.Итоговая диагностика

1 год естественнонаучное направление

1.Осень

1.1.Организационное занятие

1.2.Вводное занятие "Осенняя пора, очей очарование"

1.3.Фенологические наблюдения

1.4.Работа на учебно-опытном участке

1.5.Заготовка природных материалов

1.6.Подготовка к празднику Осени

1.7.Праздник Осени
2. Зима

2.1 Вводное занятие "Зима раскрыла снежные объятья"

2.2.Фенологические наблюдения

2.3.Изучение овощных и цветочных семян (агротехника семян)

2.4.Подготовка к празднику Зимы

2.5. Праздник Зимы
3.Весна

3.1.Вводное занятие "Природы пробужденье"

3.2.Фенологические наблюдения

3.3. Посадка цветочных и овощных семян и клубней

3.4.Подготовка к празднику Весны

3.5.Праздник встречи Весны
4. Лето

4.1.Вводное занятие "Лето, ах лето!"

4.2.Фенологические наблюдения

4.3.Знакомство с растениями Красной книги Архангельской области

4.4.Изучение лекарственных растений

4.5.Подготовка к празднику Лета.

4.6.Промежуточная, итоговая диагностика

Цели программы

Цель программы: воспитание в ребенке целостного восприятия окружающего мира, через бережное отношение к природе, любовь к малой родине.

Она реализуется через решение следующих задач:

Познакомить обучающихся с природой родного города, Архангельской области;
Наблюдать сезонные изменения, происходящие в природе родного города;
Дать основы знаний об агротехнике растений, животных Архангельской области;
Научить ребенка выражать свои эмоции через декоративно-прикладное творчество, сочинение стихов и сказок, театрализацию, выразительное чтение;
Развивать фантазию, воображение, восприятие в формах практической художественной деятельности;
Воспитывать основы экологической культуры, трудолюбие, навыки общения в социуме.

Результат программы

Планируемые результаты 1 год обучения:

Обучающиеся должны знать:

сезонные изменения в природе
основы агротехники овощных и цветочных культур
лекарственные растения, произрастающие в Архангельской области
технику выполнения пейзажа (линия горизонта, линейная перспектива)
основы технологии выполнения изделия из соленого теста, глины
технология выполнения аппликации (бумага, природный материал)
приемы работы с различными материалами: простой карандаш, гуашь, акварель

Обучающиеся должны уметь:

наблюдать, делать выводы, вести дневник наблюдения
выращивать цветочные и овощные культуры
ухаживать за животными живого уголка
проводить простейшие опыты
рисовать пейзаж
лепить полуобъемное и объемное изображение животных и растений из теста
· владеть основами техник: карандашного рисунка, акварели, гуаши

Планируемые результаты 2 года обучения:

Обучающиеся должны знать:

сезонные изменения в природе
основы агротехники овощных и цветочных культур
лекарственные растения, произрастающие в Архангельской области
животных и птиц родного края и занесенных в Красную книгу Архангельской области
технику выполнения пейзажа (линия горизонта, перспектива, линейная и световоздушная перспектива)
технологию выполнения изделия из соленого теста, глины
технология выполнения аппликации (бумага, природный материал)
основы технологии "резьба по поролону"
приемы работы с различными материалами: простой карандаш, гуашь, акварель

Обучающиеся должны уметь:

наблюдать, делать выводы, вести дневник наблюдения
выращивать цветочные и овощные культуры, собирать и хранить урожай и семена
ухаживать за животными живого уголка
проводить простейшие опыты
рисовать пейзаж
лепить полуобъемное и объемное изображение животных и растений
вырезать по поролону
владеть основами техник: карандашного

Особые условия проведения

При комплектовании групп учитывается, что количество обучающихся – школьный класс, который делится на подгруппы

Материально-техническая база

Мебель: столы, стулья.