ДООП «Театральная азбука»

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная азбука» является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального и музыкального искусства, формирование музыкальной грамотности.

Актуальность данной программы в ее социализации, то есть адаптации к местным условиям, учитывая ряд веских причин:

- все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;

- интересы детей в других сферах деятельности (занятия спортом, танцами, изучение иностранных языков);

- наличие «отвлекающих» факторов (компьютерные игры, Интернет);

- ослабленное здоровье детей (дефекты речи, нарушение осанки, заболевания органов дыхания, отклонения в психике – гиперактивность);

- отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ;

- прием детей с недостаточной мотивацией к обучению;

- ориентированность родителей обучать детей «для себя», не предполагает дальнейшее профессиональное обучение, педагогически целесообразно приспособить к возможностям и желаниям ребенка, тем самым, повышая заинтересованность детей в обучении.

Отличительные особенности:

- Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, потому что только в игре ребенок испытывает радость общения, чувствует себя раскрепощено, открывает в себе новые возможности.

- Большое внимание в программе уделяется театральной музыке, развитию детского голоса, разучиванию и театрализации современных и классических детских песен, постановке театрализованных мини-представлений, праздников и музыкально-литературных композиций;

- Программа дает знания основ музыкальной грамоты.

Театр, как вид искусства, остается наиболее востребованной и привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать театральное искусство в различных его проявлениях.

Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Педагоги

Новинская Ирина Викторовна

Содержание программы

Актуальность данной программы в ее социализации, то есть адаптации к местным условиям, учитывая ряд веских причин:

- все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;

- интересы детей в других сферах деятельности (занятия спортом, танцами, изучение иностранных языков);

- наличие «отвлекающих» факторов (компьютерные игры, Интернет);

- ослабленное здоровье детей (дефекты речи, нарушение осанки, заболевания органов дыхания, отклонения в психике – гиперактивность);

- отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ;

- прием детей с недостаточной мотивацией к обучению;

- ориентированность родителей обучать детей «для себя», не предполагает дальнейшее профессиональное обучение, педагогически целесообразно приспособить к возможностям и желаниям ребенка, тем самым, повышая заинтересованность детей в обучении.

 

Цель и задачи программы

Приобщение ребенка к основам театрального и музыкального искусства посредством игровой деятельности и устойчивое развитие его творческих способностей.

Воспитание активного слушателя, зрителя, участника художественной самодеятельности.

- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

- развить внимание, фантазию и воображение;

- устранить излишнее мышечное напряжение, зажатость;

- развить музыкальные способности;

– обучить основам музыкальной грамоты;

– познакомить с особенностями музыки для театра и кино;

– обеспечить комфортную среду для общения, гарантирующую ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.

 Содержание учебных предметов

Для достижения цели программа основывается на реализацию учебных предметов:

"Театральные игры" – в области художественно- творческой деятельности;

"Музыкальная азбука" – в области историко-теоретических знаний о музыкально-театральном искусстве.

Содержание предмета "Театральные игры«.

Предмет «Театральные игры» имеет три раздела, соответствующие годам обучения.

Первый год обучения (1 раздел) является вводным, ознакомительным и основан на ознакомлении с правилами поведения на занятиях, этике отношений на занятиях, правилах поведения в театре. Большое внимание уделяется играм на развитие внимания, воображения и фантазии ребенка.

Второй год обучения (2 раздел) предполагает перенос концентрации внимания ребенка с предмета (игрушки, собственных рук) как арт-объекта на себя и своё тело. С этого момента арт-объектом является он сам – юный актер. Годовой комплекс творческих предложений, заданий и упражнений направлен на активизацию ассоциативного и образного мышления, развитие эмоциональной памяти. Он дает первоначальное представление о событии, о конфликте в разделе «Контрасты», в котором концентрируется больший объем упражнений на развитие ассоциативного мышления. А также – развитие творческой активности, воображения, импровизационного самочувствия. Предполагается дальнейшее совершенствование важного раздела основ актерского мастерства – сценическое внимание и память.

Третий год обучения (3 раздел) предполагает дальнейшее развитие у ребенка импровизационного самочувствия, включает его в стихию импровизации. Происходит знакомство с театральными жанрами. Дети разыгрывают театральные этюды.

Содержание предмета "Музыкальная азбука«

Предмет «Музыкальная азбука» имеет пять разделов.

1 год обучения (1 раздел) – "Музыкальный мир":

Формирует знания о музыкальном искусстве (беседы, сказки о музыке, музыкальных инструментах, звуках).

Дает ответы на следующие вопросы: о чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни людей, самого ребенка?

Рассказывает о зарождении музыкального искусства. Когда возникла музыка и как развивалась, о важной роли музыки в жизни человека.

2 раздел (2 год обучения) – " Музыкальная азбука или Страна, где живут звуки":

- дает понятия о звуках высоких, средних и низких, регистре, тембре, о клавишах и клавиатуре, нотоносце, скрипичном ключе, нотах, длительностях, такте, тактовой черте, мажорном и минорном ладе, паузе, знаками альтерации, музыкальная форма.

– знакомит с музыкальными жанрами, такими как песня, танец, марш.

3 раздел – "Ушки на макушке":

- формирует музыкально-слуховые представления

- прививает навык в создании образов, портретов, живописных картинок с помощью элементов музыкального языка.

4 раздел – "Инструментальная и вокальная музыка для детей":

- дает понятие о видах инструментальной музыки, вокальной детской музыки;

5 раздел  – "Театральная музыка для детей, музыка к кинофильмам, мультфильмам":

- дает понятие о жанрах музыкального театра: опера, балет, оперетта, мюзикл; музыки в драматическом театре (музыкальная драма, музыкальная комедия); киномузыка и музыка к мультфильмам.

Результат программы

Воспитание активного слушателя, зрителя, участника художественной самодеятельности.

Материально-техническая база

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;

- учебная мебель (стулья, кубы, стол, лавки);

- спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи);

- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

-помещение для хранения реквизита и бутафории;

- библиотечный фонд