«Шахматы»

Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить учащихся к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Педагоги

Чесноков Владимир Клавдиевич, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение.

 

О ходах фигур и о поле под ударом.

Решение шахматных задач.

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», "пат".

 

Шахматная партия. Рокировка.

 

Техники матования короля

Матование одинокого короля.

 

Мат без жертвы материала.

 

 Шахматная комбинация.

 

Дидактические игры.

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

Основы дебюта.

 

Основы миттельшпиля.

 

Основы эндшпиля.

 

Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение.

Создание удара, направленного на фигуру.

 

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру.

 

Нападение одной фигурой на несколько фигур.

 

Сквозное нападение на фигуры.

 

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур.

 

Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур.

 

Защита.

Создание удара, направленного на фигуру.

 

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру.

 

Защита от нападения на несколько фигур. 

Создание угрозы мата.

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь.

 

Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя.

 

Противодействие угрозы мата в один ход.

 

Эндшпиль.

Мат одинокому королю ладьёй и королём.

 

Правило квадрата.

Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля.

 

Дебют.

О преждевременных ходах ферзём.

 

О препятствии фигуре своими же фигурами.

 

О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля.

 

О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат.

 

Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства.

Решение задач. Шахматный турнир.

Цели программы

Создание условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.

Результат программы

Обучающие будут знать:

- историю возникновения шахмат;

- основные положения правил вида спорта "шахматы";

- сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);

- основные принципы разыгрывания дебюта;

 

 

Обучающиеся разовьют:

- внимание, логическое мышление и память;

- творческое воображение, изобретательность, фантазию, интуицию;

- нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность, уважение;

- морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, самообладание, самоконтроль, уверенность в себе.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать теоретическую и практическую части (игру и разбор партий) или быстрые шахматы в равном соотношении. Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и участвовать в соревнованиях.

Материально-техническая база

Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование: персональный компьютер учителя, интерактивная доска, принтер.

Комплекты шахмат.