«Край родной»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родной земле, воспитание любви к ней, формированию гражданских позиций и навыков. Программа объединения «Край родной» направлена на изучение истории, обычаев, занятий людей малой родины. Обучающиеся изучают и собирают материал, оформляют рукописные книги, брошюры и школьные стенды. Рисуют природу своего края, знакомятся с поэзией земляков, встречаются с интересными людьми, пополняют музейный уголок экспонатами народной утвари, пишут исследовательские работы по интересующим их темам.
преподаватели
Конева Анна Валерьевна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Введение
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
История поселения
История основания поселения и её первые жители. Происхождение и значение названий улиц, история их появления. Предания и сказания о населённых пунктах, происхождение их названий. Административно – территориальное деление края.
Верования и религия
Верования и религия славян. Древнейшие верования населения.
История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда
Беседы с ветеранами труда. Экскурсия на животноводческую ферму.
История создания и развития школы
Основание школы. Беседы с учителями – ветеранами, выпускниками. История в фотографиях.
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край
Обряды и обычаи населения в быту, на работе, праздниках.
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны
Ветераны войны, труженики тыла. Участники оборонных работ.
Достопримечательности поселения, встречи с интересными людьми
Родники поселения, памятники истории и культуры архангельской области. Встречи с мастерами и пчеловодами.
Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)
Экскурсия в районный краеведческий музей
История создания музея, экспонаты, направления в работе. Тематические экскурсии.
Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы
Цели программы
Формирование интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем
Результат программы
Должны знать:
- историю родного края;
- о народах, заселявших родной край;
- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
- историю основания поселения и первых ее жителях;
- краткую историю близлежащих деревень;
- историю религии родного края;
- о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
- о семейных традициях, о своей родословной;
- историю создания и развития школы;
- о развитии сельского хозяйства в районе;
- о растительном и животном мире степей;
- о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Должны уметь:
- Описывать основные изменения истории развития района и села;
- Систематизировать информацию о родном крае;
- Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
- Оформлять памятки, книги, буклеты, газеты, презентации и т. д.
- Составлять анкеты;
- Работать с первоисточниками;
- Составлять доклады, рефераты, исследовательские работы.
Должны овладеть:
- основами исследовательской работы;
- навыками работы на персональном компьютере;
- бережно обращаться с музейными экспонатами;
- навыками интервьюирования.
Особые условия проведения
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые – это беседы, лекции, игры, конкурсы, дискуссии, практические работы и творческие работы, экскурсии.
Материально-техническая база
Для реализации программы занятия проводятся в классном кабинете помещения школы.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: фотографии, книги, открытки, записи, альбомы, плакаты, таблицы, методические материалы, энциклопедии, музейные экспонаты.
Техническое оснащение:
- компьютеры;
- принтер;
- фотоаппарат.