«Край родной»

     В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родной земле, воспитание любви к ней, формированию гражданских позиций и навыков. Программа объединения «Край родной» направлена на изучение истории, обычаев, занятий людей малой родины. Обучающиеся изучают и собирают материал, оформляют рукописные книги, брошюры и школьные стенды. Рисуют природу своего края, знакомятся с поэзией земляков, встречаются с интересными людьми, пополняют музейный уголок экспонатами народной утвари, пишут исследовательские работы по интересующим их темам.

Педагоги

Конева Анна Валерьевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Введение

Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.

История поселения

История основания поселения и её первые жители. Происхождение и значение названий улиц, история их появления. Предания и сказания о населённых пунктах, происхождение их названий. Административно – территориальное деление края.

Верования и религия

Верования и религия славян. Древнейшие верования населения.

История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда

Беседы с ветеранами труда. Экскурсия на животноводческую ферму.

История создания и развития школы

Основание школы. Беседы с учителями – ветеранами, выпускниками. История в фотографиях.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край

Обряды и обычаи населения в быту, на работе, праздниках.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны

Ветераны войны, труженики тыла. Участники оборонных работ.

Достопримечательности поселения, встречи с интересными людьми

Родники поселения, памятники истории и культуры архангельской области. Встречи с мастерами и пчеловодами.

Обобщающее занятие (игра, викторина, зачет и др.)

Экскурсия в районный краеведческий музей

История создания музея, экспонаты, направления в работе. Тематические экскурсии.

Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы

 

Цели программы

Формирование интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Результат программы

Должны знать:

- историю родного края;

- о народах, заселявших родной край;

- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;

- историю основания поселения и первых ее жителях;

- краткую историю близлежащих деревень;

- историю религии родного края;

- о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;

- о семейных традициях, о своей родословной;

- историю создания и развития школы;

- о развитии сельского хозяйства в районе;

- о растительном и животном мире степей;

- о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.

Должны уметь:

- Описывать основные изменения истории развития района и села;
- Систематизировать информацию о родном крае;
- Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
- Оформлять памятки, книги, буклеты, газеты, презентации и т. д.
- Составлять анкеты;
- Работать с первоисточниками;
- Составлять доклады, рефераты, исследовательские работы.

Должны овладеть:

- основами исследовательской работы;

- навыками работы на персональном компьютере;

- бережно обращаться с музейными экспонатами;

- навыками интервьюирования.

Особые условия проведения

 

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые – это беседы, лекции, игры, конкурсы, дискуссии, практические работы и творческие работы, экскурсии.

Материально-техническая база

Для реализации программы занятия проводятся в классном кабинете помещения школы.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: фотографии, книги, открытки, записи, альбомы, плакаты, таблицы, методические материалы, энциклопедии, музейные экспонаты.

Техническое оснащение:

- компьютеры;

- принтер;

- фотоаппарат.