Друзья природы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение обучающихся  в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

В программе предлагаются следующие формы работы:

теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
групповые практические занятия:
индивидуальные занятия (подготовка мини-проектов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
общешкольные  мероприятия по экологии;
беседы;
лекции;
консультации;
мониторинг;
экскурсии;
лабораторные и практические работы;
участие в природоохранных акциях.
Формы организации работы:

·        Коллективная (фронтальная)

·        Групповая (более 2-х человек)

преподаватели

Дуплокопытова Наталья Викторовна

Расписание

- расписание занятий составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей;

- посещение ребенком занятий более чем в 3 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется.

 

Содержание программы

 

Содержание программы

1. Введение.
1.1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с наукой экологией.
Вводное занятие

Законы, охраны природы

Знай и люби свой край.

Как человек воспринимает окружающий мир. Природа живая и неживая.

Охрана природы.
1.2. Природа наш общий дом
1.3. Природа и мы
1.4 Осенняя корзина. Подарки Осени.
1.5«Цветы на участке осенью» Проект
1.6 Осенний пейзаж
1.7 Знай и люби свой край. Осенние изменения в родном крае.
1.8Обобщающее занятие
2. Природа и человек
2.1 Человек – часть природы. Природа. Значение природы для людей
Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Организм человека.

Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.
2.2 Воздух и Вода
2.3 Как человек воспринимает окружающий мир
3. Растения
 3.1 Травянистые растения
Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники.

Значение растений в жизни людей.

Витамины и их польза.

Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений.

Разнообразие комнатных растений. Особенности ухода за комнатными растениями.

Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека. Фитонциды.

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья.

Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Исчезающие виды растений. Охрана растений.

Способы приготовления отваров при различных заболеваниях. Правила сбора лекарственных растений.

Бережное отношение к природе.
 3.2 Трава у нашего дома
3.3 Деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.
3.4 Деревья, которые не могут жить без животных
3.5 Лесные растения
3.6 Лекарственные растения Места произрастания лекарственных растений
3.7 Охрана растений
3.8 Дары леса
3.9  Обобщающее занятие о растениях
4. Животные
4.1 Пернатые друзья Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.
Особенности питания птиц Птицы перелетные, оседлые, кочующие.

Породы домашних животных. Участие детей в выращивании домашних животных.

Кошки, собаки, рыбки, морские свинки и др. Правила ухода.

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Браконьерство.

Животные, занесены в Красную книгу

(Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

Природное равновесие

Взаимосвязи в природе
4.2 Домашние животные» Особенности жизни и содержания домашних животных.
4.4 Дикие животные Значение диких животных в природе и жизни человека.
4.5 Природное равновесие
4.6 Взаимосвязи в природе
4.7 Воздух, вода, суша – среды обитания животных.
4.8 Обобщающее занятие о животных
5 Охрана природы
5.1. Экология и охрана окружающей среды
Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.

Экология родного края. Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды

Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды

Экология и мы

Экология и здоровье

Влияние звуков на человека.

Питание и здоровье человека.

Основные сведения об экологии

Экологические проблемы.

Экологические проблемы.

Современные проблемы охраны природы

Цветы подходящие для выращивания на школьной клумбе

Что мы знаем об отходах
5.2. Тайны лесной тропинки
5.3.Давайте думать вместе
5.4. Экология и мы
5.5. Экология и здоровье
5.6. Влияние звуков на человека.
5.7. Питание и здоровье человека.
5.8. Проект “Цветочный калейдоскоп”
5.9. Проект “Цветочный калейдоскоп”
5.10 Проект “Цветочный калейдоскоп”
5.11 Современные проблемы охраны природы
5.12 Основные сведения об экологии окружающей среды.
5. 13 Экологические проблемы.
5.14 Экологические проблемы.
5.15Что мы знаем об отходах
5.16 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»
5.17 Человеческие расы
5.18 Древние и современные млекопитающие.
5.19 Древние и современные млекопитающие.
5.20 Мы подводим итоги

 

Цели программы

 

 

Цель программы:

Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.

Результат программы

К концу года учащиеся должны знать:

Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Уметь:

·        Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;

·        Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

·        Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

·        Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

·        Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

·        Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

·        Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

·        Проводить подкормку птиц;

·        Охранять растения и животных;

·        Озеленять территорию школы;

Особые условия проведения

Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, по площади не менее 20м2. Общее освещение учебного кабинета обеспечено люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

интерактивная доска с программным обеспечением
документ-камера
телевизор, принтер, ксерокс
компьютеры, ноутбук с колонками
интерактивная доска с программным обеспечением