Программа «В гостях у Поморов»

Программа относится к туристско-краеведческой направленности и способствует формированию у учащихся системы знаний о родном крае, его истории, современном облике, о богатстве народной культуры, художественных традициях. В ходе знакомства с историей и культурой родного края передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство долга, милосердия, национального достоинства, уважения к старшим поколениям. Занятия краеведческой направленности – одно из эффективных средств нравственного воспитания школьников, оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части Родины, оно связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия на основе живого восприятия окружающей действительности.

Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по изучению краеведения и размещаются в группе «Галатея» ВКонтакте, в АИС "Дневник-ОДО".

Программа предполагает возможность реализации в сетевой форме. Обучение организовано с использованием организационных и материально-технических ресурсов МБОУ СШ № 62, 52, 49.

Программа направлена одновременно на развитие интеллектуальных и творческих способностей; охватывая большое количество аспектов по истории и культуре Поморья, программа имеет ознакомительный характер; информационная часть преимущественно преподносится посредством диалога, беседы, с использованием проблемно-поискового метода, с использованием музейных экспонатов, мультимедийных презентаций, познавательных и развивающих игр.

Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения

36 недель, 36 академических часов

Объём программы: 36 академических часов

Формы проведения занятий по программе: игровые занятия, занятия-соревнования, творческие мастерские, занятия с использованием дистанционных технологий. На игровых занятиях конкурсные задания выполняются в командах.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 1 академический час – 45 мин.

Педагоги

Прудова Марина Михайловна, педагог дополнительного образования, образование высшее, педагогическое

Содержание программы

 

Основные темы программы:

Архангельская область уникальна

От рубеля и катка до современного утюга

Неразлучники

Хранитель сказов и легенд

Утешница

Мой город самый-самый

Архангел Михаил

Архангельск

Поморские козули

Новогодний сувенир

Северный народный сарафан

Скрутка

Северные росписи

Архангельск – ворота в Арктику

Кувадки

Архангельские улицы

Поморские женки

Мартиничка

Северная изба

Космическое путешествие

Травница

Подвиги братьев наших меньших

Крупеничка

Цели программы

Расширять знания учащихся по истории и культуре родного края.

Результат программы

Учащиеся будут знать:

· материалы, которые использовались для изготовления народных кукол;

· основные традиции, связанные с изготовлением народных кукол;

· предназначение обрядовых, обереговых и игровых кукол;

этапы изготовления народных кукол Неразлучники, Кувадки, Мартинички, Утешницы, Крупенички, Травницы, Скрутки.

· основные сведения о жизни и творчестве С.Г. Писахова, объекты в городе, связанные с его именем;

· значимые объекты города Архангельска (памятники, улицы, храмы, здания, мосты);

· основные сведения о Михаиле Архангеле и гербе города;

· основные сведения об основании города Архангельска;

· значение города в истории России;

· улицы, связанные с освоением Арктики;

· исследователей Арктики, имена которых носят улицы в Соломбале;

· основные группы улиц по наименованию (отличительная черта улицы, личность, событие);

· знать некоторые уникальные объекты Архангельской области;

· знать некоторых выдающихся личностей Архангельско области;

· основные сведения о роли животных в Великой Отечественной войне;

· объекты города и области, связанные с героизмом животных во время ВОВ;

· основные сведения об истории освоения космоса;

объекты города Архангельска, связанные с освоением космоса.

· инструменты, используемые для обработки льна, последовательность его обработки;

· основные расцветки льняных сарафанов;

· значение и роль женщин в Поморье;

· этимологию слова "козули«;

· отличия лепных, катаных и силуэтных козуль

· технологию изготовления козуль и традиции связанные с их изготовлением;

· последовательность появления утюгов, способ их применения;

· цветовую гамму и основные элементы ракульской, уфтюжской, мезенской росписей;

· предметы и детали дома, которые украшались росписью;

как выглядят и как называются некоторые предметы быта, части дома, декоративные элементы (ухват, рукомойник, светец, чугунок, рубель и каток, бабий кут, красный угол, очелье, причелина, охлупень и др.)

Учащиеся будут уметь:

· отличать игровые, обереговые и обрядовые куклы;

· работать с тканью, нитками;

изготовить народных кукол Неразлучники, Кувадки, Мартинички, Утешницы, Крупенички, Травницы, Скрутки.

· объяснить некоторые диалекты;

· работать с бумагой, клеем и ножницами;

· объяснить понятия «именины», «архангел», "Арктика«;

· отличить герб города Архангельска от гербов других городов;

· отличать Михаила Архангела от других святых, изображенных на иконах;

· работать в командах;

· работать с соленым тестом;

работать с картой города Архангельска, Архангельской области.

·применить элементы традиционной северной вышивки для декорирования сарафана;

·отличить архангельские козули от подобного печенья и пряников;

·декорировать козулю сахарной глазурью.

·декорировать бумажную тарелку, используя элементы одной из росписей;

·различать ракульскую, уфтюжскую, мезенскую росписи;

·объяснить понятия «рубель», «каток», «литой утюг», "угольный утюг";

различать виды утюгов.

Особые условия проведения

По программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 8 до 10 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14 не менее 30 кв.м.

2. Материально-технические условия.

· мебель: столы и стулья не менее чем на 16 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для учащихся, экспонатов натурного фонда, детских изделий, магнитная доска.

· техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки.

· расходные материалы: цветные и простые карандаши, фломастеры, ручки, краски акварельные и гуашь, кисточки, баночки для воды, клей, цветная и белая бумага, ножницы, бумажные тарелки, клеёнки, солёное тесто, стеки, формы для козуль, бумажные куколки для раскрашивания, ткань, тесьма, палочки для «Неразлучников», нитки, синтепон.

· дидактические материалы: экспонаты музея МБУ ДО «СДДТ»: угольный, литой чугунный утюги, утюг, рубель и каток, крынка, прялка, украшенная росписью, веретено, лён сухой и обработанный, трепало, чесало, солоницы берестяная и деревянная, ложка деревянная, полотенце льняное, сарафан льняной, мутовка, чугунок; фотографии Белки и Стрелки; предметов, украшенных росписью; памятников города Архангельска; козуль; девушек в традиционных северных сарафанах; плакаты с видами города Архангельска; гербом города Архангельска; репродукцией иконы с изображением Михаила Архангела; схемы северных вышивок; образцы народных кукол, козуль из солёного теста, бумажного ангела; бумажных тарелок, декорированных мезенской, ракульской, уфтюжской росписями; карты города Архангельска и Архангельской области, Арктики; портреты А.С. Кучина, П.К. Пахтусова, В.А. Русанова, Г.Я. Седова, В.И. Воронина, И.Д. Папанина, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, Г.С. Титова, С.П. Королёва, К.Э. Циалковского, В.М. Комарова, И.В. Мещерского, Н.Г. Кузнецова; конверты с заданиями; бумажные звёзды.