По малой Родине

Программа туристско-краеведческой направленности

"По малой Родине моей" (далее – Программа) предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 13-14 лет. Программа реализуется в течение 2019-2020, 2020-2021 уч.г.г. по одному академическому часу в неделю. Всего 68 часов.

Программа отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская, проектная и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания).

В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Вельска; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.

Педагоги

Галкина Людмила Борисовна, учитель истории и обществознания

Содержание программы

1) Древний мир нашего края.

Теория: Город, в котором мы живём. Понятие «город», историко-культурная и экологическая характеристика. Происхождение названия. Карта Вельского района. Безопасный путь в школу и из школы домой. Рождение города.

Наша Родина (дом, город, или село, родной край, страна).

Практика: Музей истории города. Официальная версия рождения города. Герб города. Люди. Традиции и быт. Вельский краеведческий музей. Работа в архиве. Культурно-бытовые традиции вельчан, праздники и обычаи; технологии некоторых промыслов. Проектная деятельность.

 

2)Историко-географическое положение Вельского края.

Теория: Природа. Географическое положение Вельска.

Растительный и животный мир края; лекарственные растения и редкие виды животных; сохранение природных богатств родного края.

Хозяйство нашего края. Продолжить знакомство с жизнью и бытом вельчан; традиционные обычаи и ремесла родного края в музее села.

Улицы. Культурологическое содержание понятия «улица»; установка связи с названием улицы; памятные места и достопримечательности.

Вельск – административный центр района. Карта района и города. Практика: Предприятия нашего района, культурные и образовательные учреждения. Связь истории родного села с историей страны. Численность населения края. Исследование фольклора нашего края.

Родословие. Родословная человека. Поколение предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времен в истории родного края. Проектная деятельность.

 

3)Войны и судьбы вельчан XX века.

Теория: Войны начала XX века в судьбах вельчан. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. Улицы села, названные их именами. Охрана природной среды; сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Произведения искусства о Вельске; рисунки, стихи, рассказы, книги о родном крае.

Практика: Исследование родного края. Экскурсии в краеведческий музей, по Вельскому району. Встречи с ветеранами ВОВ. Проектная деятельность. Посещение районной конференции «Юность Поморья». Практические работы в НЦОК "Дом Карпеченко"

 

4)Вельск в настоящем.

Теория: Люди, занимающиеся краеведческими исследованиями Вельского района. Выдающиеся земляки. Имена знаменитых земляков, с которыми были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни Вельского края и страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

Практика: Связь истории и развитии города с историей и развитием России. Проектная деятельность.

Цели программы

Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Вельска и Вельскому району Архангельской области на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Результат программы

Программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Особые условия проведения

Личностные результаты:

· формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, культур и религий;

· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

· правила поведения в общественных местах;

· историю происхождения своего города;

· достопримечательности города и края;

· человек является частью природы;

· символику Российского государства, г. Вельска.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение занятий:

кабинет оснащен доской, компьютером, мультимедийный проектор, экран и прочее оборудование.

В шкафу находятся карты, атласы, плакаты, картины, учебная литература.

Кабинет уютный, освещение в норме.

Все практические работы выполняются с требованиями по технике безопасности.