«АБВГДейка»

Овладение навыками чтения является одним из основных, базисных моментов образования. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности её использовать. 

В программе, направленной на обучение детей 5-7 лет осознанному чтению выделяется 2 периода: добуквенный и буквенный.

На добуквенном этапе дети узнают о том, что речь "строится" из звуков. На данном этапе педагог играет с детьми в звуковые игры, цель которых научить ребёнка выделять в словах определённый звук, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, выделять ударный гласный звук, делать звуковой анализ слов и пр.

На буквенном этапе дети знакомятся с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки и других пособий. Параллельно дети учатся читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это помогает ребёнку избежать "рубленного" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами. Затем происходит слияние слогов в слова.

Педагогом ведётся работа над пониманием прочитанного. Она включает в себя формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением, формирование понимания на уровне словосочетаний и фраз, формирование понимания на уровне текста.

Программа реализуется в ходе проведения занимательных занятий, на которых используется большое количество наглядного и раздаточного материала, дидактические игры, интерактивная доска, компьютер. 

Педагоги

Васильева Екатерина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления деятельности:

- артикуляционные упражнения;

- дидактические игры и упражнения;

- знакомство со звуками и буквами;

- звуковой анализ слов с фиксацией с помощью фишек;

- знакомство и работа со схемами слов и предложений;

- формирование слияния букв в слоги;

- чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений, коротких текстов;

- обучение осмысленному чтению.

 

Цели программы

Формирование навыка осознанного грамотного чтения.

Результат программы

  • Дети подбирают слова на заданный звук и с заданными звуками.
  • Определяют последовательность звуков в слове и дают им характеристику.
  • Составляют схемы слов и предложений.
  • Умеют делить слова на слоги.
  • Выделяют ударный слог и правильно ставят ударение.
  • Объясняют значение слов.
  • Отвечают полным ответом на поставленные вопросы.
  • Знают буквы.
  • Овладели слоговым чтением и способны прочитать короткий текст, понимая его содержание.

Особые условия проведения

Программа реализуется с детьми общеразвивающих групп.

Материально-техническая база

Оборудованное помещение, детская мебель, магнитная и интерактивная доски, компьютер, дидактические пособия, наглядный и раздаточный материал, канцелярские принадлежности (тетради, цветные карандаши, ручки) для каждого ребёнка, методическая и художественная литература.