Юный шахматист

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Педагоги

Лихачева Ольга Александровна, учитель математики

Содержание программы

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
"Теоретические основы и правила шахматной игры";

"Практико-соревновательная деятельность".

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных турниров. Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 119 часов. В соответствии с образовательной программой школы на  программу  «Юный шахматист» отводится 1 час в неделю, что составляет 17 часов в первом классе, по 34 часа во 2-4 классах.

Цели программы

Цель программы  "Юный шахматист":

1. Равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.

2. Формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.

Результат программы

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

· уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;

· знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;

· иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

· правильно располагать шахматную доску между партнерами;

· правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

· знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

· знать цену каждой шахматной фигуры;

· усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;

· владеть способом взятие на проходе;

· записывать шахматную партию;

· уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

 

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

· уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;

· защищать свои фигуры от нападения и угроз;

· решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

· ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

· разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

· реализовать большое материальное преимущество.

 

К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:

· владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», "спёртый мат";

· понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

· знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

· уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

· принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:

· владеть основными шахматными позициями;

· владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре;

· находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

· знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты;

· уметь реализовывать материальное преимущество;

· принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

Особые условия проведения

Ограничений нет

Материально-техническая база

Класс, наборы шахмат