Флорбол «Волшебная клюшка»

На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью.

Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес у старших дошкольников вызывают спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, настольный теннис, бадминтон и др.)

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями создает благоприятные условия для воспитания дружеских, толерантных отношений в детском коллективе, взаимопомощи.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (которое подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста.

Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные виды соревнований не только возможны, но и целесообразны.

Кроме того, старшие дошкольники в отличие от младших, уже интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, принял передачу, попал в ворота. Опираясь на такие первоначально возникшие интересы, можно их закрепить.

Предметом программы «Волшебная клюшка» является спортивная игра флорбол.

Что такое флорбол?

Флорбол – игра в закрытом помещении клюшками и мячом между двумя командами. Цель обеих команд – забить мяч в ворота соперника, препятствуя последним забить мяч в ворота своей команды. Мяч можно вести, передавать, отбивать, катить в любом направлении, соблюдая определенные правила.

Флорбол (от англ. "мяч на полу) – самый молодой из видов хоккея вообще.

Родоначальниками флорбола по праву считаются шведы, которые и придумали ее как вспомогательное средство для тренировок хоккеистов при отсутствии льда в межсезонье, начав играть в нее еще в середине 70-х годов 20-го века.

В России флорбол начал культивироваться в начале 90-х годов прошлого века. Первопроходцами стали спортсмены из Омска. Затем эстафету подхватили Нижний Новгород, Архангельск, Северодвинск, Санкт-Петербург, Москва, Московская

область.

Начиная с 1993-го года, проводятся Чемпионаты и Розыгрыши Кубка России среди мужских и женских команд,

Всероссийские детские турниры. С 1997-го года сборная России регулярно выступает на международных соревнованиях.

Каковы причины выбора флорбола для работы с детьми дошкольного возраста

1. Флорбол это безопасный вид спорта, как для самих игроков, так и для помещений, так как игроки играют клюшками и мячами, изготовленными из пластиковых материалов. Игра строится на справедливости и корректности и никакой грубости и фальши;

2. Флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту и практически не имеет никаких противопоказаний. Флорбол влияет на становление личности ребенка в целом (физическая подготовленность, положительное развитие психических качеств, становление воли, самоконтроля, ощущение ребенком себя как равноправного члена команды);

3. Правила игры предельно просты и доступны;

4. Флорбол не требует какого-либо громоздкого оборудования. Используются легкие травмобезопасные клюшки весом до 380 грамм и пластиковые мячи весом 23 грамма. Мяч, клюшка и спортивная форма-вот атрибуты флорбола.

5. Флорбол-единственный вид командного спорта, где в одной команде могут играть разнополые игроки.

6. Флорбол – круглогодичный вид спорта. Игру можно организовывать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках

7. И, наконец, флорбол – это очень динамичная и зрелищная командная игра.

Педагоги

Кулагина Ирина Викторовна, физкультурный работник высшей квалификационной категории

Содержание программы

Занятия строятся по следующему алгоритму:

1. Разминка.

2. Ознакомление детей с новым материалом (показ, повторение детьми, обращение внимания на качество, включение в игровое упражнение).

3. Повторение и закрепление уже известного материала и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков в процессе игр и упражнений.

4. Игра по упрощенным правилам.

5. Заключительная часть.

Программа «Волшебная клюшка» состоит из 3-х блоков, взаимосвязанных между собой:

1. Подготовка педагогов

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Рассмотрим каждый блок более подробно.

1-ый блок. Подготовка педагогов.

Каждый педагог детского сада должен понимать для чего ведется данная работа с детьми, знать влияние на оздоровление, развитие, видеть возможности для решения педагогических задач посредством флорбола. Воспитатель каждой конкретной группы общается с детьми, родителями, является непосредственным помощником инструктора по физической культуре.

Естественно, что результаты будут наиболее эффективны при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива.

Для этого необходимо заинтересовать каждого педагога.

О чем необходимо рассказать воспитателям?

• Влияние флорбола на развитие личности

• Цели и задачи данной программы (оздоровительные, воспитательные, развивающие)

• Ознакомление с флорболом

История развития

Необходимый инвентарь

Правила игры

Требования к организации работы с детьми

Далее воспитателей необходимо познакомить с играми и игровыми упражнениями, на которых построена содержательная часть программы. Достичь предлагаемых знаний возможно следующими способами:

• Беседы

• Чтение специальной литературы

• Просмотр видеофильма

2-ой блок. Работа с детьми.

Работа с детьми в русле данной программы имеет два направления. Во-первых: это формирование первоначальных знаний о флорболе (правила игры, знакомство с инвентарем, понимание действий игроков). Во-вторых: овладение навыками, присущими данному виду спорта.

1. Ознакомление со спортивной игрой включает в себя:

Знакомство с правилами

Знакомство с инвентарем

Понимание действий игроков

Методы работы:

Разъяснение

Показ

Специальные занятия по знакомству с инвентарем (клюшкой, мячом и т.д.)

Моделирование правил игры

Моделирование игровых ситуаций

Просмотр игры, тренировки (использование видеоотчетов, вживую).

В результате у ребенка формируется интерес к игре. Также обеспечивается сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной

деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации целесообразно применять то или иное действие, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недостаточно только разъяснений и показа воспитателем движений в стереотипных упражнениях – необходимо создавать условия для применения разученных действий в разнообразной двигательной активности.

Цели программы

Укрепление здоровья, формирование основ двигательной культуры, удовлетворение биологической потребности в движении в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к элементам флорбола.

Результат программы

Уровни владения техникой флорбола.

Анализируя данные, представленные в таблице можно вывести следующие три уровня овладения техникой флорбола.

Три уровня овладения техникой флорбола.

3. Ребенок умеет применять движения в реальных условиях. Выполняет движения с большим эффектом. Движения ребенка в игре правильные, уверенные, гибкие, точные. Способен сам организовать спортивную игру со сверстниками,

понимает и не нарушает правила в игре. Стремится к игре в команде, осознавая общность результата игры. Выполнение движений попадает под контроль сознания. Ребенок сам контролирует свои действия в игре. Активен, подвижен, быстро реагирует в различных ситуациях. Интерес к спортивной игре повышен, имеется стремление к достижению лучших результатов.

2. Движения выполняются ребенком без особого напряжения, сосредоточения. Иногда допускаются технические ошибки.

Большинство движений во время игры экономичны. Ребенок вовлекается в общую игру, делает передачи своим товарищам по команде, начинает переживать за общий результат. Однако больше интересуется собственной игрой. Самоконтроль,

самооценка непостоянны. Адекватно оценивает ошибки других детей, замечая свои ошибки. Правила игры принимает, возможны эпизодическое их нарушение. В игре активен. Способен оценивать обстановку, ответно реагировать на действие игроков своей команды и команды соперников. К организации игры самостоятельно стремится, но активен в играх, организованных другими детьми, воспитателем. Интерес к флорболу устойчивый.

1. Движения ребенка не экономичны, требуется длительная концентрация внимания. Много лишних движений. На освоение новых движений тратится много времени. Понимает, что результат игры зависит от общих усилий команды, но во

время игры контакты с другими детьми редки. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

Допускает нарушения правил спортивной игры. Слабо реагирует на игровую ситуацию. Бывает пассивен, уклоняется от разыгрывания игровых ситуаций, во время игры обособляется от других детей, не стремится овладеть мячом.

Самостоятельно игру не организует, в игру организованную другими детьми, включается не всегда. Интерес т к флорболу снижен.

Ожидаемый результат.

В результате работы по программе «Волшебная клюшка» ребенок – дошкольник знакомится со спортивной игрой флорбол.

Появляется интерес к занятиям спортом.

Ребенок осваивает:

• Правила игры;

• Способы взаимодействия в игре с игроками своей команды, соперниками;

• Способы контроля за своими действиями.

• Качество физической подготовленности улучшается, развиваются быстрота, выносливость, сила, ловкость,точность.

Ребенок осваивает новые для него технические навыки: владение клюшкой, способы ведения мяча, различные виды передачи мяча, удар по мячу и т.д.

Вовлечение ребенка – старшего дошкольника в спортивную игру оказывает влияние на становление психических качеств:

объем, распределение, концентрация внимания, развитие полевого восприятия. Развивает устойчивость аффективно – волевых реакция.

Дети становятся более ответственны, внимательны друг другу. Совместная игра дошкольников способствует становлению детского сообщества.

И, конечно же, главный из результатов – это укрепление детского организма, оздоровление каждого ребенка, вовлеченного в данную программу.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

необходимый инвентарь для игры