Оригами для детей «Бумажные истории»

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Бумага – это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.

Кроме того, оригами – неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку – изящного журавлика, забавного поросёнка... Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

Педагоги

Сайчук Мария Андреевна, воспитатель первой квалификационной категории

Содержание программы

Первый год обучения (старшая группа).

1. Вводное. Знакомство с бумагой. Умение распознавать геометрические фигуры. Диагностика.

2. Знакомство с различными свойствами и качествами бумаги.

3. Знакомство с историей искусства оригами. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.

4.«Воздушный змей». Изготовление простой поделки.

5.«Рыбка». Изготовление простой поделки.

6."Бабочка и лягушка".

7."Ветка рябины". Панно.

8."Конверт-стаканчик".

9."Собачка". Изготовление поделки с рисованием.

10."Забавные зверушки".

11."Теремок". Совместная с родителями деятельность.

12."Ёлочка". Изготовление поделки.

13."Маски лисы и зайца".

14."Новогодние украшения". Выполнение поделки из одного бумажного квадрата.
.
15."Новогодняя ёлочка". Украсить заготовку деталями.

16."Обезьяна – символ года". Изготовление поделки.

17."Ожившая сказка". Театрализованная деятельность.

18."Снеговик". Изготовление поделки.

19."Зимний пейзаж". Панно.

20."Самолет, парусник". Изготовление поделок в преддверии Дня Защитника Отечества.

21."Двухтрубный корабль".

22."Цветы из бумаги".

23."Водная лилия". Объемная аппликация.

24."Букет для мамы". Оригами-аппликация.

25."Грач". Изготовление подделки.

26."Птицы на ветке".

27."Ракета". Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики.

28."Вертушки для малышей".

29."Весёлые человечки".

30."Лодочка".

31."Летний пейзаж". Панно.

32."Что? Где? Когда?" Диагностическая викторина.

33.Презентация детских работ.

Цели программы

Основной целью программы «Бумажные истории» является развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Результат программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш, кисти, клеёнки, салфетки.