Православная программа «Ростки добра»

Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Эти слова подтверждают то, что именно в детстве закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу. Дошкольный возраст – благоприятный период для воспитания у детей нравственных качеств, заложения основ духовности в «фундамент» личности ребёнка. В современной педагогической науке существует немало средств, направленных на это. Но в то же время в последние десятилетия продолжает возрастать бездуховность общества, идёт утрата многих культурно-исторических ценностей, имеющих значение духовно-образующих структур русского человека. И этот мощный поток прежде всего направлен против подрастающего поколения, которое менее всего способно противостоять ему. В этой ситуации особо важно сформировать духовно-нравственный иммунитет личности, способный вступить в противодействие с неблагоприятными внешними и внутренними факторами, с которыми приходится сталкиваться современному человеку.

От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России –зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детям, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье. Но такое состояние души возможно в том случае, если человеку присуща духовность, которая по словам А. Остапенко, определяется «качеством помыслов», в отличие от нравственности, определяемой «качеством поведения человека». «Духовное воспитание», пишет он: "это воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы его воспитанник не делал дурного, но и в том, чтобы ему это и в голову не приходило. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Безусловно, что они связаны между собой. И связаны они иерархически – духовное определяет нравственное. Духовное в человеке связано с присутствием в нём Божественного и это обусловлено антропологическим триединством его природы: дух, душа и тело«.

Невозможно достичь истинной духовности без приобщения к тем ценностям, которые веками складывались в жизни русского народа, а это прежде всего православие, сыгравшее исключительную роль в устройстве Российского государства и общества, семьи и человека, их духовности и нравственности, культуры м воспитания. Русская православная церковь и ныне является Церковью большинства населения страны, поскольку до 80% россиян крещены в православной вере.

Одним из принципов государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании», Статья 2 «Принципы государственной политики в образовании») является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот принцип обосновывает особую значимость и актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательном учреждении в современных условиях. Следует отметить, что это не противоречит и другим принципам государственной политики, в частности светскому характеру образования, так как:

- содержание предъявляемых знаний носит культурологический характер;

- родители воспитанников свободны в выборе изучения их детьми основ православной культуры (ребёнок занимается в кружке с согласия родителей);

- общеобразовательное учреждение (детский сад) находится в организационно-правовой независимости от религиозных организаций;

- осуществляется методический контроль служб учредителя образовательного учреждения за преподаванием православной культуры.

Данная программа направлена на знакомство детей с основами православной культуры, доступными их восприятию и может использоваться в кружковой работе.

Основные принципы программы:

- доступность;

- систематичность и последовательность знаний

- учёт возрастных особенностей;

- комплексный подход к организации занятий;

-обеспечение оптимального сочетания когнитивного и эмоционального компонентов в

восприятии детьми предлагаемого материала;

- воспитывающая и развивающая направленность знаний.

Педагоги

Холодова Татьяна Брониславовна, старший воспитатель детского сада

Содержание программы

Содержание программы условно включает в себя 2 раздела

1.Изучение Священного Писания. Заповеди Божии.

Задачи: Дать детям представления об основных событиях Ветхого и Нового Завета. Пробудить интерес к истории православия. Дать доступное пониманию детей представление о Божиих заповедях, как основе нравственного поведения. Сформировать желание соблюдать их.

2. Православные святыни.

Задачи: Дать детям понятие об основных положениях православной веры: храм ( устройство, предметы, находящиеся в храме, их назначение), молитва, икона, крест. Воспитывать бережное благоговейное отношение к православным святыням.

Для оптимального усвоения данного содержания вводятся ещё два раздела:

3. Отражение православной тематики в художественно-продуктивной деятельности.

Задачи: Учить детей отражать в художественно-продуктивной деятельности впечатления, полученные после беседы по теме занятия. Развивать умения работать с различными материалами. Развивать мелкую моторику, эстетические чувства.

4. Основные православные праздники.

Задачи: приобщить детей к основным православным праздникам: Рождеству, Пасхе. Дать понятие о сути праздников, о православных традициях, связанных с ними. Вызвать у детей интерес к участию в театрализованных представлениях, отражающих основные события праздника. Развивать творческие способности в театрализованной деятельности. Привлечь родителей к участию в подготовке и проведении праздников.

Цели программы

Целью программы является содействие духовно-нравственному развитию детей через знакомство с историей и традициями православного христианства.

Результат программы

Таким образом дети имеют возможность вместе с осмыслением предлагаемой темы прочувствовать её, что приобретает особую важность именно в духовном развитии детей. Возможно, что-то из данного им материала они не запомнят, но чувства, заложенные в душу ребёнка, будут сопровождать его и во взрослой жизни.

Особые условия проведения

1. Добровольность. Для того, чтобы ребёнок мог заниматься в кружке по изучению основ православной культуры, необходимо его желание и согласие его родителей или лиц, их заменяющих.

2. Подготовка педагога:

– наличие свидетельства о прохождении курсов по программе "Преподавание основ

православной культуры«;

– знание Священного Писания, Евангелие, хорошая ориентация в детской

православной литературе, в периодике духовно-нравственного направления, произведениях русских и советских детских писателей;

- владение формами, методами работы с дошкольниками.

3. Организация развивающей предметной среды:

– оформление мини-музея «Русская изба», где обязательно должна

присутствовать полочка с иконами – "красный угол";

- оформление выставок творческих работ детей кружка (по темам занятий, к праздникам) для родителей, детей и педагогов ДОУ;

– взаимодействие с храмом Михаила Архангела г. Мирный (экскурсии, беседы, приглашения настоятеля храма на родительские собрания, православные праздники).

4. Организация педагогического процесса с детьми:

Программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, реализующем приоритет познавательно-речевого развития дошкольников и осуществляющем дополнительные образовательные услуги – кружковую работу.

Материально-техническая база

различные материалы для творчества, ИКТ