Кружок «Школа лепки»

Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что "является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов".

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка формирует эстетические вкусы,подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Педагоги

Маркелова Любовь Анатольевна

Содержание программы

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и соленого теста представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.

Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам:

первый – исходные формы;

второй – доработка исходных форм;

третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. Мастерская художника отводится 6 часов

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. Изготовление животных 10 часов

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей отводится 16 часов

 

Цели программы

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста и пластилина.

Результат программы

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Школа лепки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Планируемые результаты

- учебно – познавательного интерес к декоативно – прикладному твор-честву, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самосто-ятельной работы и работы в группе при выполнении прак-тических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой дея-тельности, осу-ществлять само-реализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;


- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, пред-ставлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности худо-жественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать ху-дожественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воо-бражения, худо-жественную ин-туицию, память; Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;


-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

– сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

– формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности


- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

– адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

– навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла

 

Особые условия проведения

нет особых условий

Материально-техническая база

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя:

· образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,

· рисунки,

· открытки и эскизы,

· инструкционные карты,

· специальную и дополнительную литературу,

· фотографии детских работ и профессиональных работ,

· разработку отдельных тематических занятий.

Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания, сказки.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

· Учебный кабинет для занятий лепкой;

· Доска рабочая;

· Рабочие столы, стулья;

· Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), ножницы, лоскут для отделки работ, пуговицы, бусины, стеклярус, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;

· Раковина для мытья рук.