Край родной

Новизна программы – в большом разнообразии активных форм и методов добывания знаний об истории и природе родного края: походы, экспедиции, краеведческие наблюдения предполагают овладение различными приемами краеведческой деятельности, дети приобретают жизненно важные навыки коллективизма, ответственности, заполняется досуг детей.

Актуальность. Осознание своих исторических корней, системы нравственных ценностей по отношению к природе сегодня особенно актуальны. Изучение окружающего мира, исторического и природного наследия предков формирую духовную крепость, и являются реальной основой для формирования патриотической позиции ребенка. Ребенок учится воспринимать окружающий мир, уважительно относится к прошлому свой семьи, своего села, своего края. Очень важно чтобы дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все лучшее.

Педагогическая целесообразность. Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах и экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли. Чем богаче мир окружающий ребенка, тем богаче и разносторонней становится его личность.

В познании родного края развивается гражданственность и патриотичность, другие ценные личностные качества.

Все занятия туристско-краеведческого направления связаны со школьными предметами: историей, географией, ботаникой, биологией литературой, русским языком. Теоретические знания дополняются домашними заданиями и практическими творческими делами. Важным в подготовке к занятиям является помощь всей семьи, воспоминания о родственниках и предках, истории строительства зданий и о памятных местах родного края.

Программа составлена с учетом постепенного освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского туристско-краеведческого объединения.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) педагогической функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволяет своевременно корректировать личностно-ориентированные «образовательные маршруты» для каждого ребенка.

Педагоги

Гостева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория.

Содержание программы

1 год обучения:

Введение в образовательную программу. Охрана труда
Летопись родных мест
Земляки
Природа родного края
Основы туристской подготовки
Заключительное занятие

2 год обучения;

Вводное занятие, введение в Образовательную программу. Охрана труда.
Летопись родных мест
Земляки
Природа родного края
Туристская подготовка
Заключительное занятие

Цели программы

Развитие познавательных интересов обучающихся посредством туризма и краеведения через создание условий для самореализации, оздоровления и социальной адаптации личности.

Результат программы

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы по годам обучения, участие в походах, соревнованиях, играх, краеведческих конференциях, выставках, экспедициях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

Итогом служит воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины, берегущих природу и историю своего края.

Материально-техническая база

· спортивный зал;

· площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе на стадионе ;

· подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и оборудования;

· кабинет для проведения аудиторных занятий;

· аптечка;

· мультимедийное оборудование;

· ноутбук;

· принтер;

· сканер;

· динамики к ноутбуку;

· палатки;

· компасы;

· котелок;

· походное ведро;

· топор;

· лопата;

· верёвки.