Шахматы

Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия спортом большого количества учащихся. Шахматы – одна из древнейших спортивных игр. История шахмат насчитывает около 2 тысячелетий. Однако и в наши дни эта игра пользуется заслуженной популярностью, так как требует от человека больших усилий воли и интеллекта. Шахматы представляют собой задачу, вызов, которые человек способен решить своими силами. Данная игра развивает интеллект, силу характера, настойчивость, внимание, и другие полезные в учёбе и жизни качества.

Нельзя сбрасывать со счетов демократичность этого вида спорта: для занятий шахматами не требуются дорогостоящее оборудование или особые условия, – достаточно нескольких комплектов шахмат (или даже одного) и места для игры. Принимая во внимание тот факт, что в Ломоносовской средней школе имеется всё необходимое для занятий шахматами, то можно сделать вывод о том, что данная программа весьма актуальна в сложившихся условиях, отвечает требованиям времени и запросам общества, а также способна реально увеличить количество учащихся, занимающихся спортом.

Занятия шахматами могут быть средством развития способностей одарённых детей. Вряд ли найдётся человек, который назовёт данную игру лёгкой для своего ума или неуважительно отзовётся об интеллектуальных способностях человека, хорошо играющего в шахматы. Поэтому, помимо интеллектуального развития, шахматы могут выполнять роль средства самовыражения и самоутверждения подростков, то есть быть тем, что так необходимо детям в подростковом возрасте.

Абсолютная нетравмоопасность этого вида спорта делает его более чем приемлемым для общеобразовательных учреждений. Отсутствие ограничений по здоровью для занятий данным видом спорта способствует привлечению к игре в шахматы детей, которым запрещено заниматься другими видами спорта. Для таких детей шахматы – это один из немногих шансов проявить себя в спорте.

Новизна этой программы состоит в том, что она предполагает целенаправленные занятия исключительно шахматами, что не предусматривается в школьном курсе физической культуры.

Реализация программы предполагает следующие формы занятий: беседа (при изучении правил игры, тактических приёмов и т. д.) и практические занятия (при закреплении изученного материала и проверке усвоенных знаний и выработанных умений и навыков).

Одно занятие целесообразно проводить в течение 2 часов, поскольку меньшее количество времени может оказаться недостаточным для того, чтобы успели сыграть все желающие, а большее количество времени на одно занятие может оказаться чрезмерным, так как накапливается усталость, притупляется внимание у игроков и это вынуждает прекращать занятия. В неделю проводится одно двухчасовое занятие, всего в год проводится 72 часа занятий.

Общее количество часов за весь период обучения – 216.

Знания и умения, которые приобретут учащиеся в ходе изучения программы.

В ходе изучения программы учащиеся:

1) уровень (1 год обучения) – изучат правила игры в шахматы, элементы шахматной тактики, смогут решать шахматные задачи на постановку мата в 1-2 хода и выигрыш фигуры, а также приобретут первоначальные навыки игры в шахматы.

Критерии оценивания. Для первого года обучения высоким уровнем усвоения программы будет являться приобретение всех перечисленных знаний и навыков первого уровня, а также – победа в турнире по итогам года (среди учащихся первого года обучения).

Средним уровнем усвоения программы будет считаться приобретение всех перечисленных знаний и навыков первого уровня и достойное участие в турнире по итогам года.

Низким уровнем усвоения программы будет считаться приобретение всех перечисленных знаний и навыков первого уровня.

2) уровень (2 год обучения) – учащиеся научатся на практике применять элементы шахматной тактики в игре; смогут решать шахматные задачи на отвлечение и мат путём жертвы фигуры; смогут определить такие сложные ситуации на игровом поле, как цейтнот и цугцванг; разовьют навыки игры.

Педагоги

Зачиняев Максим Николаевич.

 

Содержание программы

1. Изучение правил игры – 16 часов.
2. Изучение элементов шахматной тактики – 20 часов.

Из них:

1) двойной удар – 10 часов.

2) открытый шах – 10 часов.
3. Решение задач – 10 часов.
4. Практика – 24 часа.
5. Итоговое повторение – 2 часа.

Всего – 72 часа за первый год обучения.

1. Повторение правил игры – 2 часа.
2. Изучение элементов шахматной тактики −1 6 часов.

Из них:

1)связка – 8 часов.

2)двойной удар – 8 часов.
3. Практические занятия – 30 часов.3
4. Решение задач – 10 часов.
5. Сложные ситуации шахматной игры – 12 часов.

Из них:

1)цугцванг – 4 часа.

2) цейтнот – 4 часа.

3) ничья – 4 часа.

6. Итоговое повторение – 2 часа.

Всего – 72 часа за второй год обучения.

1. Правила организации соревнований по шахматам - 2 часа.
2. Изучение шахматной теории - 20 часов.

 Из них:

1)теория шахматного дебюта; гамбит - 10 часов.

2) теория шахматных окончаний - 10 часов.
3. Практические занятия - 40 часов.
4. Решение задач - 8 часов.
5. Итоговое повторение - 2 часа.

Всего - 72 часа за третий год обучения.

За 3 года обучения всего - 216 часов. Теория - 29 часов, практика - 187 часов.

Цели программы

Обучение учащихся игре в шахматы на любительском уровне, подразумевающем знание правил игры, дебютных принципов, элементов шахматной тактики (связка, двойной удар, открытый шах) и некоторых элементов теории шахматных начал (гамбит).

Результат программы

В ходе изучения программы учащиеся:

1) уровень (1 год обучения) – изучат правила игры в шахматы, элементы шахматной тактики, смогут решать шахматные задачи на постановку мата в 1-2 хода и выигрыш фигуры, а также приобретут первоначальные навыки игры в шахматы.

 

2) уровень (2 год обучения) – учащиеся научатся на практике применять элементы шахматной тактики в игре; смогут решать шахматные задачи на отвлечение и мат путём жертвы фигуры; смогут определить такие сложные ситуации на игровом поле, как цейтнот и цугцванг; разовьют навыки игры.

3) уровень (3 год обучения) – учащиеся изучат элементы шахматной теории (гамбит, теория шахматных окончаний), изучат правила организации соревнований по шахматам, смогут на практике применять элементы шахматной теории в игре, смогут решать шахматные задачи на создание выигрышной ситуации на поле, смогут создать такие сложные ситуации на игровом поле, как цейтнот и цугцванг; разовьют навыки игры.

Примечание. Уровень способностей, уровень изначальных навыков и возраст детей разные, поэтому часть детей освоят программу уже в первый год обучения (кто постарше или – кто уже умеет играть), а кто-то, к концу третьего года обучения, – только освоит первый уровень данной программы.

Особые условия проведения

Данная программа предполагает следующие формы проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков: устный опрос, компьютерное тестирование, контрольная игра, решение задач.

Входящий контроль – игра с тренером. Промежуточная, итоговая аттестация проводятся в форме турнира.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 

В качестве дидактического материала используются учебники с правилами игры в шахматы, практикумы по шахматам, компьютерный диск с шахматной программой.

 

Техническое оснащение занятий.

Для реализации программы необходимо:

1) помещение, где можно проводить занятия;

2) комплект шахмат;

3) компьютер.