Шахматы

Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе.

Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.

Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» – одной из важнейших в школьном курсе информатики.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

преподаватели

Педагог-организатор ОБЖ, первой квалификационной категории

Содержание программы

Модуль 1

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Модуль 2

Повторение

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

– Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.

– Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

Модуль 3

Повторение

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. Тактика в шахматах Тактические приёмы и комбинации. Определение комбинации Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра

Модуль 4 

Атака в шахматной партии

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Оценка позиции

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.  Практическая игра

Дебютные ловушки.

Цели программы

Цель: развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях – от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Результат программы

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

– шахматную доску и её структуру;

– обозначение полей линий;

– ходы и взятия всех фигур, рокировку;

– основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

– играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

– записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; – находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

– оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

– планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

– определять общую цель и пути её достижения;

– решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:

– выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь:

– ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

– понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

– сравнивать и анализировать действия других игроков;

– разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:

– основные идеи комбинаций различных типов; уметь:

– осуществлять простейшие комбинации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата.

К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:

– понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

– слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады; уметь: – занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

– блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

– использовать базовые понятия.

 

 

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
мешочек из ткани для игры "Волшебный мешочек",
цветные карандаши,
фломастеры,
бумага для рисования.