Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе.
Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» – одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур.
преподаватели
Педагог-организатор ОБЖ, первой квалификационной категории
Содержание программы
Модуль 1
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Модуль 2
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
– Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
– Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Модуль 3
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. Тактика в шахматах Тактические приёмы и комбинации. Определение комбинации Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
Модуль 4
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Оценка позиции
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге. Практическая игра
Дебютные ловушки.
Цели программы
Цель: развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях – от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Результат программы
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
– шахматную доску и её структуру;
– обозначение полей линий;
– ходы и взятия всех фигур, рокировку;
– основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
– играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
– записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; – находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
– оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
– планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
– определять общую цель и пути её достижения;
– решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
– выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь:
– ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
– понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
– сравнивать и анализировать действия других игроков;
– разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
– основные идеи комбинаций различных типов; уметь:
– осуществлять простейшие комбинации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
– понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
– слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады; уметь: – занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
– блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
– использовать базовые понятия.
Особые условия проведения
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Материально-техническая база
Кабинет для занятий;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
мешочек из ткани для игры "Волшебный мешочек",
цветные карандаши,
фломастеры,
бумага для рисования.