Ступеньки в музыку

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки в музыку» предусматривает занятия различными видами музыкальной деятельности и, прежде всего, сольфеджио. Освоение программы по сольфеджио является основой и необходимым условием воспитания любого музыканта, независимо от того каким видом музыкальной деятельности он занимается – вокалом или игрой на каком-либо музыкальном инструменте.

Приобщение к музыке посредством занятий различными видами музыкально-творческой деятельности развивает чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы, духовной культуры народов разных стран. Занятия музыкой, способствуют эстетическому воспитанию детей, духовному обогащению, формированию гармонично развитой личности, воспитывают человека неравнодушного, эмоционально богатого, что очень важно в настоящее время, когда дети не имеют возможности посещать концерты, мало читают, а в средствах массовой информации, по телевидению часто звучит «низкопробная» музыка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки в музыку» направлена на развитие индивидуальных качеств личности ребенка, его творческих способностей, на развитие музыкального слуха, памяти и мышления в процессе освоения теоретических основ музыки и оперирования полученными знаниями и умениями. В обучении используется дифференцированный подход к каждому ученику, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому данная программа содержит два раздела: музыкальное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

В целом, программа нацелена на формирование навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей, учитывая потребности и интересы учащихся разного возраста; на развитие и сохранение интереса к музыке на все последующие годы жизни учеников.

Педагоги

Ерофеева Наталья Николаевна

Содержание программы

Раздел I. Вокально-интонационные упражнения, сольфеджирование.

Раздел II. Слушание музыки.

Раздел III. Основы музыкальной грамоты.

Раздел IV. Метроритмическое освоение изучаемого материала и сольмизация.

Раздел V. Игра на детских музыкальных инструментах.

Раздел VI. Музыкальный диктант (подготовительные упражнения).

Цели программы

Цель:

Создание условий для развития музыкальных способностей, формирования общей культуры, эстетического вкуса учащихся через получение систематических знаний; формирование умений и навыков в области музыкального творчества.

Результат программы

Учащийся должен иметь элементарные представления об основных понятиях:

- мелодия, звук (шумовые и музыкальные, высокие и низкие), звукоряд, восходящее и нисходящее движение мелодии, регистр, тон, полутон.;

- лад (мажор, минор), ступени лада (устойчивые; неустойчивые, вводные ступени и их разрешение), тоника, тоническое трезвучие;

- скрипичный и басовый ключи, ноты (малой, первой и второй октавы), строение мажорной и минорной гаммы, тетрахорд;

- тональности (До, Соль, Ре мажор; ля минор), знаки альтерации, параллельные тональности;

- размер (2/4, 3/4, 4/4); такт, тактовая черта, затакт;

- реприза;

- динамические оттенки;

- ритм, акцент, сильная и слабая доля;

- длительности: восьмые, четверти, половинные, целые;

- паузы: восьмая, четвертная, половинная;

- ритмический аккомпанемент, ритмическое остинато, органный пункт, ритмическое двухголосие;

- канон;

- аккомпанемент;

- транспонирование;

- «характер музыки», формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная.), музыкальная фраза;

- жанры музыки: марш, танец, песня; балет, опера;

- тембр;

- основные инструменты симфонического оркестра;

- правила посадки детей во время игры на музыкальных инструментах, постановки корпуса, рук;

- приемы звукоизвлечения;

- правила игры на металлофоне.

 

Учащийся должен уметь:

- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

- петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

- подбирать на фортепиано выученные песенки от белых клавиш, определять тонику, находить тоническое трезвучие, называть лад;

- узнавать знакомую песенку по нотной записи или ритмическому рисунку;

- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4;

- петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков;

- допевать до тоники незавершенную короткую фразу.

Особые условия проведения

Формы проведения занятий.

- Интегрированное занятие (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор)

- Открытое занятие с присутствием родителей.

- Контрольный занятие-викторина.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, музыкальные инструменты