Шашки

Рабочая программа «шашки» разработана на основе авторской программы П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова, М. «Просвещение», 2011 г., сборника программ для внешкольных учреждений спортивных кружков и секций. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Общепризнано, что шашки метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Для учеников начальной школы очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. А ведь эти качества немаловажны для успешного обучения в школе. А если ребенок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия, игра в шашки поможет выработать эти необходимые качества.

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

Педагоги

Жукова Светлана Геннадьевна

Содержание программы

I. Содержание программы – 34 ч.

Физическая культура и спорт (1 ч.) Физическая культура и спорт – составная часть воспитания. Русские шашки – массовый вид спорта. Влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни. Спорт как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств.

История развития шашек (1 ч.) Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым. Культурное значение шашек. Параллельное раз­витие русских и международных шашек. Борьба за ми­ровую шашечную корону.

Шашечный кодекс (2 ч.) Понятие о правилах игры в русские и международные шашки. Виды соревнований – турниров и мат­чей, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи соревнования.

Первоначальные понятия (2 ч.) Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной теории и ее общие вопросы: что и как изучает теория, три стадии партии, взаимное обогащение теории и прак­тики, общее правило равновесия материальных сил, стремление к приобретению материального превосходства. Понятие о шашеч­ной позиции, позиционное преимущество – важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета. Практические занятия. Упражнения на усвоение пра­вил игры в русские шашки, упражнения на овладение нотацией шашечной доски. Разбор и решение тематических примеров. Иг­ры с записью партий.

Тактика (3 ч.) Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки». Красо­та комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары. Практические занятия. Упражнения на различные спо­собы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской техни­ческих приемов и комбинаций.

Стратегия (2 ч.) Значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4).Практические занятия. Разбор, решение и разыгрыва­ние характерных тематических примеров.

Эндшпиль (2ч.) Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, пра­вило оппозиции – противостояния шашек. Три дамки против од­ной, «треугольник» А. Петрова, способ М. Гоняева. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характер­ные ничейные позиции в борьбе одной против двух). Примеры вы­игрыша двумя против одной. Ничейные возможности в борьбе од­ной против трех и более шашек. Практические занятия. Разбор специальных тематиче­ских примеров, решение упражнений.

Дебют (2 ч.) Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Игре Фи­липпова», «Обратной городской партии», «Перекрестке», «Оты­грыше», «Старой партии», «Игре Бодянского». Понятие об оценке флангов и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии. Практические занятия. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с разбором сыгранных партий.

Композиция (2 ч.) Концовки, задачи и этюды – произведения ком­позиции – особой области шашечного творчества, имеющей сво­ей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией. Практические занятия. Просмотр и беглый разбор не­сложных, но эффектных, впечатляющих композиций.

Международные шашки (2 ч.) Особенности правил боя на стокле­точной доске. Красота игры, простор для творчества. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбина­ции, этюдные маневры. Практические занятия. Упражнения на усвоение отли­чительных правил международных шашек, разбор игровых при­меров, демонстрирующих глубину и красоту международных ша­шек. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

Конкурсы решений (8 ч.) Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Классификационные турниры (7 ч.) Участие в соревнованиях. Запись партий, их последующий разбор с преподавателем.

Цели программы

Использование игры в шашки в целях создания системы психологической и физической подготовки учащихся для успешного решения учебных задач.

Результат программы

Первый уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

-умение по заданным критериям производить расчеты на несколько ходов вперед;

-умение моделировать при помощи составленных правил комбинации игры;

- овладение элементарными навыками игры в шашки.

Второй уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение с помощью учителя производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение моделировать с помощью учителя комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки в пределах программы.

Третий уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение самостоятельно производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение самостоятельно моделировать комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки.

Личностные результаты обучения:

- просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;

- понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;

- длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;

- воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца.

Особые условия проведения

Игровая форма шашек для детей делает их увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает их общедоступными.

Материально-техническая база

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд:

1.Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.

2.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.

3.Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010

4.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007

5.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

6.Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе

7.Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе

8.Начальное образование. – 2006. – № 4

9.Б.Грцезон «Шашки – это интересно», 1989 г.

10.Я.Каплунов «Секреты шашечного сундука», 2001 г.


2.
Технические средства обучения:

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Принтер.
3.
Экранно – звуковые пособия:

Слайды (презентации), соответствующие тематике учебной программы.
4.
Оборудование класса:

-Шашечные комплекты