Голос

Программа обучает детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение – это исполнение музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания.

В кружке могут заниматься дети при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.

Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.

Занятие в кружке проводится 1 раз в неделю по 1 часу. Если состав кружка неоднороден по возрасту и уровню развития голоса, целесообразно заниматься отдельно с каждым ребёнком.

Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и общим воспитательным задачам школы. Педагогу необходимо следить за успеваемостью учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.

Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся (беседы о музыке, композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах, прослушивание звукозаписей профессиональных певцов).

Педагоги

Попова Светлана Николаевна

Содержание программы

В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.

При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных качеств.

Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся кружка. Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.

При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика, патриотизм и др.

Данная программа предназначена на годичный курс обучения.

Группа обучения комплектуется из учащихся 12-17 летнего возраста, занятия для них проводятся 1 раз в неделю, за год −34 часа.

Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры и т.д.

Цели программы

Цель программы:

Развивать у детей качества, значимые для занятий сольным пением эстетический вкус, творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и пению.

Результат программы

В группе происходит рождение учащегося как грамотного вокалиста – исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар, сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки. Все это происходит совместно с руководителем, который отслеживая и умело направляя воспитанника, старается не вмешиваться в становление воспитанника грамотным вокалистом-исполнителем. Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать в нем, подтолкнуть к дальнейшему самосовершенствованию.

К концу о года обучающиеся знают:

- жанры вокальной музыки;

- певческую установку;

- типы дыхания;

- особенности средств музыкальной выразительности

(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).

- стилистические особенности произведений;

- физиологические особенности голосового аппарата;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- обоснованность сценического образа.

Понимают:

- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения

и его окончание);

- произведения различных жанров;

- элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения округленности, близости зву­ка, его высокой вокальной позиции.

- технику вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);

- художественную выразительности исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью)

Умеют:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе.

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- работать с профессиональной фонограммой «минус»,

-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,

- правильно применять микрофон.

Владеют:

-навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;

-основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);

- музыкальным слухом и чувством ритма;

- навыком эмоционального выражения.

Особые условия проведения

Демонстрация достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения):

- учебно-практического оборудования: музыкальный инструмент, аудиторская доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, мебель для учебных пособий и методической литературы; звуковоспроизводящая аппаратура ; звукоусиливающая аппаратура.

- технических средств обучения: мультимедийный компьютер, проектор;

- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров.