«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Отличительной особенностью программы является то, что она реализуется не только через классно-урочную систему, а в большей степени через активные формы работы.При реализации программы «Я – гражданин России» доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), туристско-краеведческая деятельность. Программа реализуется через обучающие теоретические занятия (включают в себя беседы, мультимедийные презентации) и практические занятия (посещение музея, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, ролевые и деловые игры, диспуты, участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики, викторины по правовой тематике и др.).

Педагоги

Учителя начальных классов.

Содержание программы

1-й год обучения «Моя малая Родина»

1. Введение (1ч.)

2. Родина и Малая Родина (7ч.)

3. Мой край родной (8ч.)

4. Культура Русского Севера (7ч.)

5. Северный край в литературе и музыке (6ч.)

6. Великие сыны поморской земли (6ч.)

7. Итоговое занятие (1ч.)

2-й год обучения « Моё Отечество»

1. Введение (1ч.)

2. Связь поколений (1ч.)

3. Возникновение Древней Руси (7 ч.)

4. Московское государство (6 ч.)

5. Российская империя (6 ч.)

6. СССР. СНГ (6ч.)

7. По полю Русской Славы (6ч.)

8. Государственная символика. Символика области, города, школы (2ч.)

9. Итоговое занятие (1ч.)

3-й год обучения «Растим патриота и гражданина России»

1. Введение (1ч.)

2. Я – Гражданин (6ч.)

3. Основной закон РФ (2ч.)

4. Права и обязанности гражданина России (8ч.)

5. Модель гражданина России (10ч.)

6. Активная гражданская позиция (8ч.)

7. Итоговое занятие (1ч.)

4-й год обучения «Кадетство»

1. Введение (1ч)

2. История кадетства (6ч.)

3. Великие кадеты России (7ч)

4. Что значит быть кадетом (6ч)

5. Толерантность (5ч)

6. Милосердие (3ч)

7. Личность и интеллект (2ч)

8. Здоровый образ жизни (5ч)

9. Итоговое занятие (1ч)

Цели программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, через знакомство с историей города и края, историей России, приобщение к культурным традициям русского народа в процессе внеурочной деятельности.

Результат программы

Личностные результаты: 

1.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

3. Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

4. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты: 

1-й год обучения:

- разделение понятий «Родина» и «Малая Родина»;

- ценностное отношение к родному краю, культуре Русского Севера;

- первоначальный опыт эстетических переживаний при знакомстве с литературными и музыкальными произведениями северных поэтов, писателей, композиторов;

- знакомство с биографией, творчеством, трудами М.В.Ломоносова, Б.В.Шергина, С.Г. Писахова и др.

2-й год обучения:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;

- осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

- элементарные представления о наиболее значимых страницах истории Российского государства;

- первоначальный опыт постижения исторического подвига русского народа в великих битвах, дней воинской славы России;

- ценностное отношение к государственной символике, символике Архангельской области, г. Северодвинска, МОУ «Кадетская школа», наследию предков в культуре.

3-й год обучения:

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве;

- осознание и принятие норм поведения в гражданском обществе;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- элементарные представления об основном законе государства – Конституции Российской Федерации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, кадета, товарища;

- опыт реализации гражданской патриотической позиции.

4-й год обучения:

- первоначальные сведения о кадетстве, его возникновении в России;

- начальные представления, знакомство и принятие кодекса кадетской чести;

- элементарные представления о жизни кадетов, суворовцев, нахимовцев, знакомство с биографией и достижениями великих кадетов России;

- осознание термина «толерантности»;

- опыт реализации черт толерантной, милосердной личности;

- первоначальный опыт участия в акциях помощи ветеранам, ребятам из детского дома, родителям, товарищам по классу;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью и безопасности окружающих людей, самореализации каждой личности;

- элементарные знания о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья, вреде компьютерных игр, здорового режима дня.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, без отботра.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий, доска, ИКТ, бумага, проволока, клей, гуашевые и акриловые краски, ножницы, кисти для клея и красок.