Грамотей

На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт.

Педагоги

Черемная Галина Александровна

Содержание программы

1. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. 
2. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. 
3. Изменение смысла слова с изменением звука.. 
4. Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. 
5. Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова Слова и вещи. 
6. Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. 
7. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». 
8. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. 
9. Полногласные и неполногласные сочетания. 
10. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».
11. «Странные» корни» 

12 Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. 
13 В мире суффиксов 
14 Кто больше знает существительных общего рода 
15 Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. 
16 «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. 
17 Сложные слова с составной частью САМО- 
18 Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. 
19 Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний 
17 Стилистика. «Кто ярче» 
18 Словесная живопись. Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. 
19 Обобщение. «Самый умный» 

Цели программы

Цель программы – всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Результат программы

Планируемые результаты реализации программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Грамотей» в третьем классе:

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

· сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

· формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

· формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

· осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

· овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

· соблюдать нормы этики и этикета;

· овладевать некоторыми способами редактирования текста.

Коммуникативные УДД:

· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);

· учиться аргументировать, доказывать;

· учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

· выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;

· обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;

· сопоставлять тексты;

· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

· приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;

· приводить примеры отрицательных предложений;

· проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;

· выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

· рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, компьютер, мультимедиа, учебно-методические материалы.