Умники иумницы

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления.

Педагоги

Докучаева Марина Александровна

Содержание программы

1.Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. 1 ч.

2. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Логически – поисковые задания. 1 ч.
3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 ч.

4 .Лабиринт. Логически-поисковые задачи. 1 ч.
5. Тренировка слуховой памяти. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация. 1 ч.
6. Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 ч.
7. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Обучение поиску закономерностей. 1 ч.
8. Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Задания по перекладыванию спичек. 1 ч.
9. Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Обучение поиску закономерностей 1 ч.
10. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Игра «Лабиринт» 1 ч.
11. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 ч.

12. Логически-поисковые задачи. 1 ч.
13. Конкурс «Я все знаю» 1 ч.
14. Развитие слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 ч.

15 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 ч.
16. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 ч.
17. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. 1 ч.
18. Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Обучение поиску закономерностей 1 ч.
19. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. 1 ч.
20. Конкурс «Эрудит» 1 ч.
21. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Антонимы. Многозначные слова. 1 ч.
22. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. 1 ч.
23. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 1 ч.
24. Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование мыслительных операций. Обобщение по признаку. Анаграммы. 1 ч.
25. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 1 ч.
26. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 1 ч.
27. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Комбинаторные задачи. 1 ч.
28. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 1 ч.
29. Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 ч.
30. Развитие мышления и творческого воображения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задания по перекладыванию спичек. Анаграммы. 1 ч.
31. Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Обучение поиску закономерностей 1 ч.
32. Конкурс «Своя игра» 1 ч.
33. Развитие концентрации внимания. 1 ч.

34. Развитие мышления. 1 ч.
35. Тренировка внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. 1 ч.
36. Итоговая игра «Умники и умницы» 1 ч.

Цели программы

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

^ Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

^ Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

^ Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.