Акварелька

  • (1)

Данная программа художественного направления является модифицированной. Разработана на основе авторской программы Т.А. Копцевой «Природа и художник». Срок реализации – 4 года

    Задачи:

- формирование у детей нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве

- формирование художественно- творческой активности

- овладение элементарной художественной грамотой- азбукой изобразительного искусства.

 

преподаватели

Кабалина Александра Александровна, педагог дополнительного образования

Образование:

  • Архангельское педагогическое училище 1995 г. специальность "воспитатель в дошкольных учреждениях"
  • ООО "Инфоурок" г.Смоленск Курсы переподготовки по специальности "учитель рисования" с правом ведения образовательной деятельности в образовательных учреждениях 2019г
  • Педагогический университет "Первое сентября" и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова курсы повышения квалификации "Как разбудить в ребёнке художника:современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)" Москва 2011г
  • Издательский Дом "Воспитание дошкольника" Веб-семинар "Арт-проекты как инновационное направление работы ДОО" (лектор Рубан ТГ) Москва 2016 г
  • Система добровольной сертификации информационных технологий  г.Москва Золотой сертификат соответствия №26124 удостоверяет уровень образовательных услуг для детей 2017г
  • Награждена :
  • Диплом лауреата международного заочного конкурса "Факел" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры за комплект материалов "Алгоритм подготовки участия воспитанников и педагогов в творческих конкурсах" г.Новосибирск 2016г
  • Почетная грамота Заполярного района (за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, значимый личный вклад в систему дошкольного образования на территории Заполярного района и активную общественную деятельность) 2015 г.
  • Почётная грамота Администрации Ненецкого автономного округа (за многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие дошкольного образования в Ненецком автономном округе и активную общественную деятельность) 2016г

Содержание программы

Основная отличительная идея программы заключается в её художественно- экологической составляющей, что обусловлено востребованностью предлагаемого детям экологического компонента образования. Посёлок, в котором проживают участники детского творческого объединения «Акварельки», расположен в удивительном месте, называемом Пинежье. С рекой Пинегой, окружённой таёжными лесами, с живописными заповедными уголками, где обитают животные и птицы, занесённые в Красную книгу России. Дети, живущие в п.Пинега и в деревнях Пинежья с детства впитывают в себя этот природный колорит сельской северной глубинки, с его особенным говором, с особенной сельской архитектурой, с особенными народными традициями и праздниками. Не зря говорят, что Пинега – это душа Архангельской области, ведь люди, живущие здесь, отличаются своим добродушием и гостеприимством. В наше время, характеризующееся высокими скоростями и урбанизацией, необходимо сохранить и укрепить в детях эту северную русскую идентичность, близкую природе, необходимо сформировать в них такие качества личности, как :

• умение одухотворять живую и неживую природу;

• умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого, быть в чьей-то роли);

• способность почувствовать боль и радость живых существ (букашек-таракашек, птиц, зверей, цветка и т. п.), сопереживать им;

• заботу о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать её (проблемы экологического воспитания);

• умение восхищаться красотой природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное;

• умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер.

Все эти задачи можно с успехом решить через занятия изобразительной деятельностью. Овладение образным языком изобразительного искусства происходит по­средством формирования художественных знаний, умений и навыков на этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в ре­зультате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 

Задачи художественно-творческого и личностного развития детей находят своё разрешение через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:

В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия ребёнка. Восприятие и эмоциональная оценка ребенком шедевров отечественного и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта, становятся стимулом детского продуктивного творчества.

Содержание второго раздела «Художник и мир животных» расширяет представления обучающихся об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, рыб, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических животных. Юный художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, раковины улиток и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников-анималистов обогащают опыт ребенка, мотивируют его творческую деятельность.

Содержание третьего раздела «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Восприятие и создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов людей, а также предметного окружения человека: жилища, предметов быта и др.; изображение семейных и государственных праздников становятся формами выражения отношения ребёнка к важным событиям жизни.

В четвёртом разделе «Художник и мир искусств» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение детей к художественной культуре происходит через знакомство с театром, искусством мультипликации, книжной графики и костюма, а также с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Лувре и других музеях

В единстве процессов обучения и воспитания обеспечивается возможность саморазвития обучающихся, развитие личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников

Цели программы

Цель программы: формирование художественной культуры обучающихся

Результат программы

К концу четвёртого года обучения дети научатся:

· выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

· различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений
использовать в практической работе полученный художественно-творческий опыт работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности, навыки работы с:
1. живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;

2. графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и скульптурными материалами: пластилин или глина; солёное тесто;

3. конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы

Обучающиеся научатся:

1. композиция: знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия;

2. цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и основные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира;

3. линия: будут знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.)

4. форма: в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек;

5. объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) передавать основные пропорции животных и человека;

6. фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

7. ритм: использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики;

Особые условия проведения

Ограничений нет

Материально-техническая база

1 Для решения поставленных задач кабинет изобразительного искусства оснащён оборудованием:

– телевизором (1 шт)

- видеоплеером (1 шт)

– маркерной доской (1 шт)

– магнитной доской (1 шт)

– мольбертами (3 шт)

2 Оснащен необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; основы под росписи; рамки для оформления работ;

 3 Печатные пособия :

1)Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования

2) Программа занятий по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник» Т.А Копцевой Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2018

3) Методические пособия с рекомендациями по программе.

4) Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.

5) Дополнительные средства: журналы «Искусство в школе», "Юный художник«(со схемами рисования)

4 Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», "Овощи".

5 Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.

6 Видеоролики и презентации (в том числе на дисках DVD) :

Живопись.Весна

Живопись. Лето.

Живопись. Осень.

Живопись. Зима.

Анималистический жанр.

Батальный жанр.

Бытовой жанр.

Галерея картин. А.Саврасов.

Галерея картин. И.Айвазовский.

Галерея картин.И.Левитан.

Галерея картин. И.Шишкин.

Галерея картин. Суриков.

Презентация Цвет как выразительное средство. Тёплые и холодные цвета.

 Литература:

1 Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2007

2 Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"1 класс – Москва. "Вако«2018

3 Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

4 Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Попурри, 2010

5 Горяева Н.А Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

6 Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

7 Копцева Т.А. Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства в 3 классе Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2018

8 Копцева Т.А. Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства в 4 классе Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2018

9 Копцева Т.А. Учебник к программе «Природа и художник» 3 класс Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2018

10 Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочий альбом – М. Дрофа 2018