«Эрудит»

Актуальность данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно – ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ – технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Педагоги

Фомина Елена Владимировна

Содержание программы

1. Тематическое планирование

№ занятия
Содержание материала
Форма занятия
1
Вводное занятие.
Математический кроссворд
2 – 3
Устный счет. Свойства чисел.
Устный счет
4 – 5
Числовые ребусы. Головоломки.
Игра – соревнование
6 – 7
Задачи-шутки. Отгадывание чисел.
Математический театр
8 – 9
Задачи на размещение и разрезание.
Практическое занятие
10 – 11
Задачи со спичками.
Практическое занятие
12 – 13
Четность, делимость чисел.
Работа в группах
14 – 15
Логические задачи.
Инсценировки
16 – 17
Переливание, взвешивание.
Практическое занятие
18 – 20
Задачи на части и отношения.
Математический бой
21 – 22
Методы решения творческих задач
«Мозговой штурм»
23 – 24
Круги Эйлера.
Работа в парах
25 – 26
Принцип Дирихле.
Круглый стол
27
Старинные задачи
Игра «Что? Где? Когда?»
28 – 29
Его сиятельство «Граф».
Урок – конкурс
30 – 31
Геометрия вокруг нас.
Проекты
32 – 33
Проценты в современной жизни
Деловая игра
34
Заключительное занятие.
Математическая олимпиада

Цели программы

Цели кружка:

· расширение и углубление знаний учащихся по математике,

· привитие интереса учащихся к математике,

· развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений учащихся,

· воспитание настойчивости, инициативы,

· развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

Результат программы

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

– формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

– проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

– использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет математики