- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Медицина
- Программа «Первая помощь»
Программа «Первая помощь»
Люди часто сталкиваются с необходимостью оказать первую помощь друзьям и близким, но в большинстве случаев они просто не знают, что делать в различных неотложных ситуациях. Настоящая программа предоставляет возможность старшеклассникам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для оказания первой доврачебной помощи и укрепить уверенность в себе и своих действиях.
Педагоги
Костель Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогическое;
Кушнир Вера Алексеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, образование среднее специальное, педагогическое.
Содержание программы
Принципы оказания первой помощи.
Первичный осмотр. Алгоритм и правила проведения первичного осмотра. Определение признаков жизни. Восстановительное положение.
Вторичный осмотр (3 этапа). Правила проведения вторичного осмотра пострадавшего, находящегося в сознании и без сознания.
Правила транспортировки. Способы транспортировки пострадавшего в сознании (один, два, три спасателя). Транспортировка в лежачем положении на одеяле (носилках).
Инсульт. Факторы, способствующие развитию инсульта. Признаки инсульта. Первая помощь.
Функции и анатомия сердечно-сосудистой системы; понятие о факторах риска заболеваний сердца и сосудов. Признаки и симптомы заболеваний сердца: стенокардия, инфаркт. Оказание первой помощи при заболеваниях сердца. Правила принятия нитроглицерина.
Причины остановки сердца. Признаки клинической и биологической смерти. Первая помощь при остановке сердца: сердечно-лёгочная реанимация (СЛР). Правила и порядок проведения СЛР ребёнку и взрослому человеку. СЛР одним и двумя спасателями.
Основные сведения о системе дыхания. Причины, признаки и симптомы удушения. Частичная и полная непроходимость дыхательных путей. Оказание первой помощи. Профилактика удушения.
Острые дыхательные расстройства (приступ астмы, гипервентиляция, аллергическая реакция), их признаки и симптомы. Первая помощь. Профилактика нарушений дыхания.
Понятие «шок». Причины, признаки и симптомы шока. Противошоковые меры.
Понятие «раны», их классификация. Виды, симптомы, осложнения, профилактика, первая помощь. Инородный предмет в ране.
Кровь как ткань организма. Функции крови. Признаки наружного и внутреннего кровотечений. Признаки капиллярного, венозного и артериального кровотечений, их профилактика. Первая помощь при кровотечениях. Носовое кровотечение. Наложение повязок и тканевого жгута.
Анатомия, физиология и функции опорно-двигательного аппарата. Классификация травм. Профилактика травматизма. Признаки и симптомы травм. Оказание первой помощи. Правила иммобилизации. Виды шин.
Понятие «ожог». Виды ожогов. Степени ожогов. Признаки и первая помощь при термических ожогах различной тяжести. Профилактика ожогов. Вызов «скорой помощи». Первая помощь при химических и электрических ожогах.
Понятие «отморожение». Степени отморожений. Признаки и первая помощь при отморожениях различной тяжести.
Судороги (эпилепсия). Диабет. Обморок. Острая боль в животе. Высокая температура. Причины, симптомы и признаки перечисленных состояний, первая помощь.
Формирование аптечки первой помощи, назначение и практическое использование содержимого аптечки.
Первая помощь при алкогольном отравлении, отравлении грибами, преждевременных родах, утоплении, электротравме, и др.
Цели программы
Целью программы является формирование знаний, умений и навыков оказания доврачебной помощи пострадавшему до прибытия специалистов-медиков или доставки в лечебное учреждение.
Результат программы
Обучающиеся должны знать:
- принципы оказания первой доврачебной помощи;
- правила поведения на месте происшествия;
- способы передачи инфекционных заболеваний;
- правила транспортировки пострадавшего;
- месторасположение основных внутренних органов;
- правила проведения первичного и вторичного осмотров;
- симптомы инфаркта миокарда и стенокардии, их профилактику;
- правила приема нитроглицерина;
- признаки шока;
- симптомы остановки сердца, признаки биологической смерти, порядок проведения CJIP;
- правила оказания первой помощи при полном и частичном удушении взрослому, ребенку и младенцу;
- виды дыхательных расстройств (астма, гипервентиляция, аллергическая реакция);
- функции крови;
- признаки, симптомы, виды кровотечений, правила оказания первой помощи при различных видах кровотечений;
- классификацию травм; правила наложения шин; правила оказания первой помощи;
- виды ожогов, правила оказания первой помощи;
- содержимое аптечки первой помощи.
Обучающиеся должны уметь:
- проверять наличие признаков жизни;
- укладывать пострадавшего, находящегося без сознания, в восстановительное положение;
- вызывать "скорую помощь";
- оказывать первую помощь при дыхательных расстройствах;
- определять причины, признаки и симптомы удушения, правильно оказывать первую помощь при частичной и полной непроходимости дыхательных путей;
- оказать помощь пострадавшему при сердечном приступе;
- определить остановку сердца и проводить сердечно-легочную реанимацию;
- оказывать помощь при поверхностной ране;
- оказывать первую помощь при ожогах разных степеней тяжести;
- накладывать шину;
- останавливать сильное наружное кровотечение, накладывать тканевой жгут (закрутку);
- принимать противошоковые меры;
- проводить вторичный осмотр пострадавшего, находящегося в сознании и без сознания;
- определять место травмы, оказывать неотложную помощь в различных ситуациях, накладывать шины.
- определять симптомы, оказывать соответствующую первую помощь при различных видах заболеваний;
- формировать аптечку первой помощи.
Особые условия проведения
Учащиеся ОО города Архангельска, 10 классы, по отдельному графику.
18 часов в год, 3 дня в неделю по 6 часов в день.
Материально-техническая база
1. Манекены-тренажеры – 4 шт.
2. Аптечки первой помощи – 1 шт.
3. Одеяла для проведения практических занятий – 2 шт.
4. Бак для дезинфекции манекенов – 1 шт.
5. Дезинфицирующие растворы.
6. Бинты и салфетки, треугольные косынки.
7. Доска.
8. Компьютер.
9. Проектор.
10. Столы, стулья.
11. Маркеры.