"Рук умелых волшебство"(в РЦДО)

Программа «Рук умелых волшебство» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. В программу включены такие разделы как: изделия из шерсти, традиционная народная кукла, вышивка лентами, лоскутное шитье.  Программа направлена на формирование ключевых компетенций посредством декоративно-прикладного искусства (общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную), специальные компетенции (освоение инструментария декоративно-прикладного искусства, специальной терминологии, технологической грамотности, развитие технологического мышления, презентационных навыков в данном виде рукоделия). В ходе изучения программы дети получают возможность свободного творческого выражения индивидуальности, выработки хорошего вкуса посредством приобретения практических навыков, мастерства. 

Педагоги

Шергина Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Содержание программы

1 год обучения

Лоскутное шитье – 58 час.

Народная тряпичная кукла – 22 час.

Вышивка шелковыми лентами – 46 час.

Войлоковаляние– 18 час.

2 год обучения

Лоскутное шитье – 96 час.

Народная тряпичная кукла – 25 час.

Вышивка шелковыми лентами – 68 час.

Войлоковаляние – 27 час.

 

Цели программы

Развитие творческого потенциала личности ребенка через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства (лоскутного шитья, вышивки лентами, народной куклы и войлоковаляния)

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся

иметь представление

- об истории возникновения изучаемых ремесел (лоскутное шитье, народная кукла, вышивка лентами, войлоковаляние);

 

должны знать:

- основные термины и понятия к изучаемым разделам;

- название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

- классификацию тканей;

- виды ручных швов;

- правила раскроя тканей, определения долевой;

- правила безопасной работы с иглой, ножницами, выполнения ВТО, работы на швейной машине;

- основы цветоведения;

- технологию выполнения узоров: «диагональные полоски», "колодец«;

- основные приемы вышивки лентами;

- технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

- приемы увеличения и уменьшения рисунка, способы нанесения рисунка на ткань;

- этапы вышивки лентами;

- классификацию народных кукол;

- технологию выполнения узелковых кукол, кукол-столбушек;

- виды и свойства шерсти;

- необходимые инструменты и материалы для мокрого валяния;

- правила раскладки шерсти.

 

уметь:

- правильно организовывать рабочее место;

- выполнять простейшие ручные швы («вперед иголку», «назад иголку», тамбурный, стебельчатый);

- правильно выполнять ВТО ткани;

- правильно раскроить ткань;

- выполнить образцы по каждой из изученных лоскутных техник;

- сшить прихватку, используя выбранную технику;

- заправлять швейную машину;

- закреплять ленту в игле, выполнять простейшие швы лентой (шов «вперед иголку», стебельчатый шов, тамбурный шов);

- технологию выполнения швов лентой (прямой, ленточный, французский узелок)

- самостоятельно подготовить ткань, ленты и другой материал к работе;

- выполнять традиционные куклы (пеленашку, куклу-полено, лихоманок-лихорадок, вепсскую куклу, кубышку-травницу, куклу-колокольчик, тульскую платочницу);

- валять на плёнке;

- готовить мыльный раствор;

- правильно прополаскивать готовые изделия;

- выполнить бусы из шерсти в технике мокрое валяние;

- выполнить картину «Маки» в технике шерстяная акварель.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны

иметь представление

- о народном костюме Русского Севера;

 

знать:

- основные понятия: «блок», орнамент«, «композиция», кайма, окантовка;

- технологию сборки узоров «алмаз», «мельница», «шахматка»;

- правила выполнения ручной стежки, построение орнамента;

- виды каймы;

- способы обработки края изделия;

- последовательность работы над лоскутным изделием;

- способы сборки цветов из лент;

- функциональное назначение и технологию изготовления календарных кукол;

- отличие традиционной куклы от авторской;

- основные элементы женского и мужского костюма;

- подбирать иглы для сухого валяния;

- пользоваться иглами для валяния правильно с соблюдением техники безопасности;

- этапы выполнения аппликации из шерсти сухим способом;

- этапы работы над картиной в технике "шерстяная акварель«

 

 

уметь:

- применять знания по композиции, самостоятельно её составлять;

- правильно подбирать цветовые сочетания;

- собирать лоскутное полотно по любой из выбранных технологий;

- выполнять ручную стежку изделия;

- выполнять лоскутные блоки «Мельница», «Алмаз», "Шахматка«;

- разрабатывать эскиз лоскутного полотна;

- правильно подбирать кайму к лоскутному панно;

- выбирать технологию вышивки цветков;

- выполнять цветы из присборенной ленты;

- составлять эскизы и композиции для вышивки лентами;

- подбирать ленты по цвету;

- изготавливать куклы «Крестец», «Масленица», «Веснянка», «Коза», «Крупеничка», "Спиридон-Солнцеворот".

 

Материально-техническая база

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- магнитная доска;

- стулья, рабочие столы;

- шкаф для размещения материалов, наглядных пособий;

- инструменты и приспособления (ножницы, игольницы, приспособления для набивки изделий, иглы ручные и машинные, карандаши, настольные лампы, швейные машины (4 шт.), утюг (2 шт.), линейки, сантиметровые ленты, мел портновский, иглы для валяния, электрочайник для нагрева воды, москитная сетка, скотч, махровое полотенце, ножницы, пупырчатая клеёнка, мыло, поролон и др.)

- материалы (непряденая шерсть, гребневая лента, хлопчатобумажные, льняные ткани, хлопчатобумажные и шерстяные нитки, тесьма, кружево, сутаж, синтепон, вата, крупы, флизелин, ленты атласные и капроновые, бусины, бисер и др.)