Белая ладья (в РЦДО)

Программа «Белая ладья» является модифицированной, составлена на основе двух программ: программы И. Г. Сухина «Шахматы – школе» и программы В. В. Кострова «Шахматная школа». Эта программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень игр, основанных на шахматных фигурах, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.Возраст детей – 6-10 лет. Срок реализации – 3 года. Программа физкультурно-спортивной направленности и носит базовый уровень сложности.

Педагоги

Цикина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

 1 год обучения

Знакомство с шахматной доской и фигурами – 35 час.

Игры на основе шахматных фигур – 19 час.

История шахмат – 18 час.

2 год обучения

Шахматная нотация – 26 час.

Дебют – 36 час.

Шахматная комбинация - 46 час.

3 год обучения

Основы дебюта – 113 час.

Развитие фигур - 30 час.

Шахматная партия - 73 час.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

Результат программы

К концу обучения дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку;

- нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- шахматную нотацию;

- абсолютную и относительную ценность фигур.

- приёмы и способы матования одинокого короля;

- историю возникновения шахматной игры;

- правила игры.

должны уметь:

- записывать шахматную партию;

- пользоваться шахматными часами;

- проводить комбинации;

- владеть техникой матования одинокого короля;

- решать простейшие задачи;

- записывать партию 1 год обучения до 10-го хода, 2 год обучения 50% партии, 3 год всю партию (короткой и полной записью).

- приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

- повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.

- сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Материально-техническая база

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на каждого ребёнка);

- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

- шахматные часы

- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»

- цветные карандаши,

- фломастеры,

- бумага для рисова­ния,

- краски.

Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.