Газетное дело

Дополнительная общеобразовательная программа «Газетное дело» – программа социально-педагогической, профессионально-прикладной направленности. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности. В рамках программы теория дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты. Практическим выходом реализации программы является издание школьной печатной газеты «Кадет».

Объединение «Газетное дело» основано на общих интересах и увлечениях, обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Программа работы объединения дополнительного образования составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы по теории и практике газетного дела. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии в редакции городских газет, типографии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, круглые столы, пресс-конференции, встречи с журналистами, с интересными людьми).

По форме организации образовательного процесса программа является модульной.

 

Педагоги

Ахунова Ольга Борисовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

Расписание

Двухчасовое занятие 2 раза в неделю.

Содержание программы

  1. Краткое введение в историю журналистики – 8 ч.
  2. Организации газетного дела в школе и разработка школьной газеты «Кадет» −16 ч.
  3. Основы журналистики. Жанровое своеобразие −44 ч.
  4. Основные понятия и термины газетного дела. Культура речи-12 ч.
  5. Литературное редактирование −14 ч.
  6. Содержание и оформление газеты-38 ч.
  7. Основы газетного дела-10 ч.
  8. Подведение итогов-2 ч.

 

Каждый раздел делится на два блока – теоретический и блок творческих заданий, включая разработку и выпуск газетного номера. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию.

Рекомендуемая структура занятий: разминка (упражнения для настроя) – 5 мин., завязка (проблемная ситуация) – 10 мин., основная часть (изучение теоретического материала) −10 мин., актуализация (практические навыки) – 15 мин., подведение итогов, рефлексия – 5 мин.

Цели программы

Успешная социальная адаптация, профессиональная ориентация обучающихся через изучение основ журналистики.

Результат программы

Предполагаемые результаты реализации программы учебного курса «Газетное дело»:

личностные результаты:

· знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

· формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

· освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

· формирование активной жизненной позиции;

· формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования.

метапредметные результаты:

1.владение всеми видами речевой деятельности:

· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

· владение разными видами чтения;

· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

· овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни:

· способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

· применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

предметные результаты:

Знать:

· понятие «жанр журналистики»;

· специфику, структуру, жанрообразующие факторы и способы оформления основных газетных жанров;

· этапы создания печатного издания;

· обязанности каждого члена редакции;

· информационные, аналитические и художественно-публицистические журналистские жанры;

· структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);

· правила и нормы газетного языка;

· правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.;

· методы и приемы работы со словом;

· приемы и технику оформления и содержания газеты;

Уметь:

· выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

· собирать информацию из разных источников и работать с ней;

· различать основные газетные жанры и грамотно изла­гать информацию в этих жанрах;

· общаться, не бояться выступать перед аудиторией, пра­вильно вести интервью;

· работать в различных журналистских жанрах;

· грамотно проводить интервью;

· писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;

· свободно владеть печатным словом;

· редактировать текст;

· верстать печатное издание в текстовом редакторе;

· распространять печатное издание;

· находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. 

 

Особые условия проведения

2/3 учебного времени рекомендуется отводить практикумам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.

Материально-техническая база

1) дидактический материал (наглядный, методическая,
специальная литература, набор упражнений, таблиц, схем, тренингов, игр, выпуски городских, региональных и федеральных газет и журналов);

2) материально-технические средства (компьютер,
cканер, принтер, цифровой фотоаппарат, рабочие альбомы для записи репортажей и статей);

3) аудиовизуальные средства.