«Мой родной край»

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации, патриотического воспитания и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Главная задача детского объединения пешеходного туризма – удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему.

Важным стимулом для ребят должно стать получение в результате занятий и зачетных походов значков «Юный турист России», «Турист России» и юношеских спортивных разрядов по туризму.

Программа позволяет ребятам освоить все премудрости пешеходного туризма – значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

 

Педагоги

Шестакова Вера Николаевна

Содержание программы

- Введение в образовательную деятельность.

Знакомство с содержанием программы. Знакомство с расписанием занятий, планом работы объединения, правилами поведения обучающихся, инструктирование по технике безопасности. Правила поведения юных туристов

- Краеведение.

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Знакомство с картой своего края. Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. Понятие краеведческого наблюдения. Изучение района путешествия: сбор краеведческого материала о районе, приборы для краеведческой и исследовательской работы.

- Подготовка и проведение похода.

Правила организации и проведения туристских походов на территории России. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий. Ведение путевых записей: личный и групповой. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Распределение обязанностей в группе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.

- Доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

- Туристическая подготовка.

Обеспечение безопасности. Понятие и виды естественных препятствий в пешеходном туризме. Правила преодоления и меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения. Типы палаток, их подготовка к походу, использование и правила хранения. Хозяйственное оборудование. Туристский бивак. Понятие. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Питание в походе. Узлы. Правила вязки.

- Спортивная подготовка.

Закаливание, комплекс утренней зарядки, туристские нормативы. Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног, на развитие выносливости, на развитие быстроты, ловкости и прыгучести, для развития равновесия, для развития силы, силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами), для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц. Упражнения с предметами. Беговые тренировки.

- Ориентирование. Топографическая подготовка.

Стороны горизонта и их определение различными способами. Компас и его использование. Определение азимута по карте и на местности. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов географическая подготовка: ориентирование с помощью карты и компаса.

 

Цели программы

Физическое и духовное развитие личности ребёнка через подготовку к походам и прохождение спортивных туристских маршрутов

Результат программы

Программа даёт детям возможность познавать мир через путешествия. Туристские маршруты позволяют им увидеть мир живой природы, почувствовать себя его частичкой. Познавательный и эстетический эффект, получаемый детьми от путешествий не только раскрывает и облагораживает их души, но и реализует потенциал творческой энергии, способствует социализации учащихся

Материально-техническая база

Туристическое снаряжение, аптечка, текстовые материалы,схемы и плакаты, мультимедийная установка, тренажеры, универсальная доска.