«Прикоснёмся к истокам»

У каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только её настоящее, но и её прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный историко-краеведческий музей расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это ещё и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

преподаватели

Спирова Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;

Тукилуш Марина Дмитриевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.

Содержание программы

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 2 года обучения по 34 часа в год.

Период обучения:  2019-2020, 2020-2021 уч. г

 Содержание программы:

 Раздел 1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе (8 часов)

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

Раздел 2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы (1 час)

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

 Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы  всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

 Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

 Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

 Раздел 3.  Поисково-исследовательская  работа (8 часов)

Разработка поиска по теме «История …..»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей …;

- сбор информации о …;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация  научно-исследовательской работы;

 Раздел 4. Учёт и хранение фондов (5 часов)

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 Раздел 5.  Экспозиционная работа (6 часов)

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

 Раздел 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии (6 часов)

Цели программы

Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Результат программы

1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории региона, Холмогорского района и посёлка Усть-Пинега. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Компьютер; проектор, экран; фонды музея.

Стоимость

бесплатно