«История орнамента» долгосрочная»

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Программа "История орнамента" содействует формированию системы культурных ценностей,  приобщению детей к культурному наследию народа, обычаям, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, воспитанию любви к родному языку, культуре и истории, ремёслам, народным промыслам, глубокого уважения к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.).

Знакомство с разнообразными культурами мира по курсу открывает обучающимся мировые традиции, рассказывает о единых и разных нравственных ценностях людей, живущих в мире, воспитывает уважительное отношение к ним. Прослушивание историй о сформированности той или иной культуры на фоне географического местоположения и исторических событий, рождает интерес к исследовательской деятельности, истории, литературе, театру, живописи, архитектуре, дизайну и другим гуманитарным дисциплинам.

 

 

преподаватели

Кузнецова Анна Викторовна

Содержание программы

1 модуль. Орнаменты Архангельской области.

1. Возникновение орнамента. Его художественная природа и назначение.

2. Аппликация – стилизация «Солярные знаки» на основе северных орнаментов.

3. Граттаж. Декорирование модели глиняной посуды с использованием орнаментов первобытных племен.

4. Древо Жизни. Чтение сказа. Выполнение аппликации.

5. Геометрический орнамент в росписях Архангельской области. Эскиз браслета.

 

2 модуль. История ремесла.

6. Орнаментальный пояс. Лепка из шариков и жгутиков.

7. Образ времен года в живописи. Выполнение иллюстрации «Ясно Солнышко».

8. Иллюстрации к сказке. Коллективная работа. Стилизация образов в прянички.

9. Возникновение посуды. Почему тарелка круглая?

10. Художественные истоки. Сказ об отделении земного от небесного. Символизм в орнаментах.

11. Символизм. Образ стихий в орнаментах народов мира.

12. Декор тарелки с использованием геометрических орнаментов.

13. Знакомство с понятием цветовая гамма. Составление композиции в теплой и холодной цветовой гамме.

 

 

Цели программы

Формирование основ художественной культуры обучающихся посредством занятий по программе "История орнамента. Долгосрочная".

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны знать:

- Узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров.

- Основные выразительные средства графики и живописи.

- Основные и дополнительные цвета, основные способы их смешения.

- Законы в построении. Значение орнамента в построении образа художественного предмета.

- Названия материалов и инструментов художника, техники безопасности при их эксплуатации, правила организации рабочего места, личной гигиены.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- Организовать своё рабочее место.

- Передавать с помощью рисунка основную форму, характер, получать нужные цвета путём смешения красок, подбора цветовой гаммы.

- Уметь делать построение орнамента на основе сетки, линии, свободной композиции, уметь создавать орнаментальную композицию на объёмной форме.

 

Материально-техническая база

Специально оборудованное помещение:

художественная мастерская (мастерская декоративно-прикладного искусства),

стулья, столы.

Таблицы, демонстрационный материал,

книги и методические пособия, альбомы эскизов;

образцы работ;

фотоматериалы;

видеотека, литература.