«Я и экология»

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

· развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

· формирование представлений о природе как универсальной ценности;

· изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

· развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

· развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

· формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

· вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Педагоги

Алфёрова Вера Михайловна 

Содержание программы

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Я и экология ” (1 класс) 34 часа.

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теоретических
Практических
1
Введение в экологию
2
1
1
2
Красота осенней природы
4
2
2
3
Изучаем родной край
8
4
4
4
Здравствуй, зимушка-зима!
9
4
5
5
Птицы – наши друзья.
3
1
2
6
Оранжерея на окне
3
1
2
7
Весенняя сказка.
4
2
2


ИТОГО:
34
15
19

 

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения, 2 класс) 34 часа

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теоретических
Практических
1
Введение в экологию
1
1

2
Огородная поляна
5
2
3
3
В царстве Берендея
7
4
3
4
Удивительное в мире животных зимой
9
3
6
5
Живительная водица
4
2
2
6
Мир насекомых
7
3
4
7
Итоговое занятие
1



ИТОГО:
34
15
19

Цели программы

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся должны:

· Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

· Овладеть основными экологическими терминами;

· Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

· Научиться делать заключение на основе наблюдений;

· Уметь работать индивидуально и в группе;

· Быть способными отстаивать свою точку зрения;

· Выполнять правила поведения в природе;

· Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

· Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

· Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

Уметь изготовлять экологические памятки

Особые условия проведения

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение курса

Технические средства обучения:

1)Компьютер;

2) Интерактивная доска.