«Математическая карусель»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает, что помимо традиционной подготовки развития мышления, памяти, речи у детей должны быть сформированы мыслительные операции:

• анализ свойств исследуемых предметов;

• сравнение свойств предметов;

• обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

• распределение предметов в группы по выбранному свойству;

• классификация по выбранному свойству;

• синтез на основе выбранной структуры;

• конкретизация;

• аналогия.

На занятиях кружка акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, закреплению материала основных занятий.

Весь образовательный процесс, строится в рамках игровой ситуации. Игровые приемы обучения используются в качестве ведущих. Занятия, в которых дети «помогают» различным героям, «спасают» и «выручают их из беды, воспитывают у детей отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим в поведении и поступках. В обстановке, где дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия, они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивать свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний, наиболее полно раскрывается интеллект ребенка. Приобретенные таким образом способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, что так необходимо для успешного перехода их к школьному обучению.

преподаватели

Маренникова Мария Михайловна, воспитатель высшая квалификационная категория.

Содержание программы

Программа «Математическая карусель» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1.         «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2.         «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на НОД детьми, применяют в игровой деятельности. Содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.

3.         «Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

4.         «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.

5.         «Художественно-эстетическое  развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Настоящая обучающая (дополнительная) программа разработана с учетом интересов и запросов родителей ДОО и предусматривает работу кружка по обучению детей старшего дошкольного возраста математике.

 

Цели программы

Повышение уровня развития логического мышления, развития мыслительных операций у детей подготовительной к школе группы с целью улучшения подготовки к обучению в школе, а также всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию.

 

Результат программы

К окончанию срока реализации Программы обучающиеся:

- знают числа второго десятка и записывают их;

- понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

- используют и пишут математические знаки +,-,=,>,<;

- решают арифметические задачи и записывать решение;

- сравнивают группы одно - и разнородных предметов по количеству;

- устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- дорисовывают геометрические фигуры до знакомых предметов;

- различают и называют ромб, пятиугольник, шестиугольник;

- рисуют символические изображения предметов в тетради в клетку;

- преобразовывают одни геометрические фигуры в другие (путём складывания, разрезания);

- раскладывают предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

- измеряют линейкой отрезки, записывают результаты измерения;

- изображают отрезки заданной длины с помощью линейки;

- определяют время с точностью до получаса;

- ориентируются на листе бумаги;

- определяют положение предмета по отношению к другому;

- решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимают и выполняют задание самостоятельно;

- проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Материально-техническая база

• Игры на составление плоскостных изображений предметов.

• Обучающие настольно-печатные игры по математике.

• Геометрические мозаики и головоломки.

• Занимательные книги по математике.

• Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

• Простой карандаш; набор цветных карандаше.

• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

• Счетный материал, счетные палочки. 

• Набор цифр.

• Пособия ( «Волшебный круг», «Геовизор», «Танграм», «Блоки Дьенеша»).

•  Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) 

• Электронные дидактические пособия.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.