Клуб интеллектуальных игр «Юный Эрудит»

Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение и воспитание радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

преподаватели

Шубина Елена Вениаминовна

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с понятием «интеллектуальные и логические игры»

Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.

Малые формы интеллектуальных игр. Знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, палиндромы, дуплеты, шарады, ребусы и т.д.) Ребусы. Математические ребусы. Лингвистические загадки: шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы и др. Игры со спичками.

Игры на развитие различных характеристик интеллекта: всех видов памяти, внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления также предполагают большее количество игровых моментов, разнообразие и частую смену форм упражнений, их сравнительно небольшую длительность: «Кто быстрее»,

«Вопрошайка», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».

Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.

Игры на углубление и расширение информации планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление учебного материала, школьных программ по различным учебным дисциплинам (география, литература, история). По разделам:

«История древнего мира», «Физическая география», «Природоведение» и т.д. Темы игр: «Листопад», «Открытый мир» и т.п.

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр. Игровые занятия.

 

Цели программы

Цель - создание условий развития умственных способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к интеллектуальным и логическим играм, как к форме полноценного досуга

Результат программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Клуб интеллектуальных игр «Юный эрудит» является формирование следующих умений:

·     Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·     В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по данному направлению – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.  Регулятивные УУД:

·        Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

·        Проговаривать последовательность действий.

·        Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

·        Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·        Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную

оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2.  Познавательные УУД:

·        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3.  Коммуникативные УУД:

·        Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и

понимать речь других.

·        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

·        Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных       способностей,           инициативности,        толерантности, самостоятельности.

·        Приобретение теоретических знаний и практических навыков.

·        Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·        Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

·        Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

·        Принцип    доступности, последовательности и          системности  изложения программного материала.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

кабинет №120