Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:
• творческого потенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
• исследовательского интереса, познавательной активности.
Данная программа направлена на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка через самовыражение и познание себя, обеспечение активности, успешности ребенка в социальном мире, сохранение и укрепление его психологического здоровья через введение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
преподаватели
Вжесинская Татьяна Николаевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория
Содержание программы
Содержание занятий программы представлено на следующих уровнях.
Уровни согласуются с художественно-творческими способностями и возможностями детей старшего дошкольного возраста.
На первом уровне - освоения технических приемов песочной анимации - происходит подготовка руки к рисованию песком на световом планшете. Содержание данного раздела подразумевает два вида упражнений:
1. Упражнения на овладение навыком засыпания фона и изображения предметов (приемы рисования различными частями рук, двумя руками одновременно и последовательно; прорисовывание разных линий и фигур; приемы передачи света и тени, фактуры предметов.
2. Графомоторные упражнения направленные на формирование конкретных графических навыков (разные знаки, фигуры, узоры по образцу и др.) и развитие мелкой и крупной моторики рук.
Дополнительно к двум видам упражнений на световом планшете можно проводить упражнения без песка – пальчиковые гимнастики и приемы рисования в воздухе.
На втором уровне освоения технических приемов песочной анимации – изображения предметных картинок – дети осваивают различные способы изображения тех или иных объектов (деревьев, цветов, обитателей подводного мира, насекомых, птиц, домашних и диких животных, разных пейзажей, людей, героев сказок и мультфильмов и др.).
На третьем уровне освоения технических приемов песочной анимации – изображения сюжетно-тематических картин – актуализируются навыки, полученные ранее, и происходит подготовка к созданию мультфильмов в технологии песочной анимации.
Цели программы
Цели:
развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, психолого-педагогическая поддержка средствами пескотерапии.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии;
- знакомство детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;
- дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
- учить выстраивать композиции на песке;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
2. Развивающие:
- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение;
- развивать творческие способности детей;
- развивать композиционные умения при изображении сюжета;
- развивать плавность и точность движений, координацию движения руки и глаз, координацию двух рук одновременно;
- развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию;
- развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
3. Воспитательные:
- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности,
- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности;
- воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
4. Психотерапевтические:
- поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
- поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей;
- учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
Результат программы
Предполагаемые результаты:
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов;
• развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие самосознания;
• развитие усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
• закрепление положительных поведенческих реакций.
Особые условия проведения
Все занятия проводятся в кабинете педагога-психолога.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Материально-техническая база
- «кварцевый песок» 0,1-0,3(1-2кг)
- стол для песочной анимации с подсветкой (80х50 см),
- возможен песок разного цвета,
- музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы),
- бытовой антистатик для предотвращения электризации песка. Им обрабатывается поверхность светового стола;
- дополнительные материалы (различные предметы, имеющие различную фактуру и оставляющие разные следы на песке): валики (каталки) разной фактуры, набор кистей разной фактуры, набор штампов для отпечатков на песке, массажные шарики, палочки, формочки, фигурки