"Волшебный песок"

Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

• творческого потенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать; 
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения; 
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях; 
• исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка через самовыражение и познание себя, обеспечение активности, успешности ребенка в социальном мире, сохранение и укрепление его психологического здоровья через введение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

 

преподаватели

Вжесинская Татьяна Николаевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория

Содержание программы

  Содержание занятий программы представлено на следующих уровнях.

Уровни согласуются с художественно-творческими способностями и возможностями детей старшего дошкольного возраста.

На первом уровне  - освоения технических приемов песочной анимации - происходит подготовка руки к рисованию песком на световом планшете. Содержание данного раздела подразумевает два вида упражнений:

1.  Упражнения на овладение навыком засыпания фона и изображения предметов (приемы рисования различными частями рук, двумя руками одновременно и последовательно; прорисовывание разных линий и фигур; приемы передачи света и тени, фактуры предметов.

2.  Графомоторные упражнения направленные на формирование конкретных графических навыков (разные знаки, фигуры, узоры по образцу и др.) и развитие мелкой  и крупной моторики рук.

Дополнительно к двум видам упражнений на световом планшете можно проводить упражнения без песка – пальчиковые гимнастики и приемы рисования в воздухе.

На втором уровне освоения технических приемов песочной анимации – изображения предметных картинок – дети осваивают различные способы изображения тех или иных объектов (деревьев, цветов, обитателей подводного мира, насекомых, птиц, домашних и диких животных, разных пейзажей, людей, героев сказок и мультфильмов и др.).

На третьем уровне освоения технических приемов песочной анимации – изображения сюжетно-тематических картин – актуализируются навыки, полученные ранее, и происходит подготовка к созданию мультфильмов в технологии песочной анимации.

 

 

 

Цели программы

Цели:

развитие у детей  дошкольного возраста творческих способностей, психолого-педагогическая поддержка средствами пескотерапии.

Задачи:

1. Образовательные:

-    формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии;

- знакомство детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;

-  дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;

- учить выстраивать композиции на песке;

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

2. Развивающие:

- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение;

- развивать творческие способности детей;

- развивать композиционные умения при изображении сюжета;

- развивать плавность и точность движений, координацию движения руки и глаз, координацию двух рук одновременно;

- развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию;

- развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

3. Воспитательные:

 - вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности,

- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;

- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности;

- воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным;

-   воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

4. Психотерапевтические:

-  поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;

- поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования;

 - гармонизировать психоэмоциональное состояние детей;

 - учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.

Результат программы

        Предполагаемые результаты:
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание  внутренних ресурсов;
• развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие самосознания;
• развитие усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
• закрепление положительных поведенческих реакций.

Особые условия проведения

    Все занятия проводятся в кабинете педагога-психолога.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Материально-техническая база

     

- «кварцевый песок» 0,1-0,3(1-2кг)

- стол для песочной анимации с подсветкой (80х50 см),

- возможен песок разного цвета,

- музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы),

- бытовой антистатик для предотвращения электризации песка. Им обрабатывается поверхность светового стола;

- дополнительные материалы (различные предметы, имеющие различную фактуру и оставляющие разные следы на песке): валики (каталки) разной фактуры, набор кистей разной фактуры, набор штампов для отпечатков на песке, массажные шарики, палочки, формочки, фигурки