Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в конструировании проявляются многие психические процессы, но. наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами (ори - "сгибать", гами - "бумага"-"сложенная бумага") - это древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги, техника сложения различных фигур путем ее многократного сгибания в разных направлениях из разноцветных квадратных листов бумаги.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. и это особенно завлекает и мотивирует дошкольников.
Бумажное моделирование в технике "оригами" является эффективным средством развития и воспитания дошкольников.
преподаватели
Коробкова Галина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Содержание программы
Данная программа представляет курс занятий согласованных и тематически перекликающихся между собой. В основе любой поделки лежит определенная заготовка - базовая форма. Материал для занятий с детьми сгруппирован по принадлежности к той или иной базовой форме, а внутри каждой группы заданий - в порядке нарастания сложности.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
А) повторение названия базовой формы;
Б) повторение действий прошлого занятия;
В) повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
А) загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
Б) показ образца;
В) рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
Г) повторение правил складывания.
4. Практическая часть:
А) показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
Б) вербализация детьми некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
В) текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
Г) самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
Д) оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
Е) анализ работы ребенка (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
На занятиях дети имеют возможность самостоятельно изготовить игрушку из бумаги, создавать индивидуальные и коллективные сюжетные композиции из фигурок, предполагается участие детских работ в различных выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Цели программы
Цель программы:
развитие познавательных, конструктивных и художественных способностей детей путем овладения техникой оригами и изготовления поделок из бумаги.
Задачи программы:
1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.
2. Обучать детей различным приемам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами.
3. Развивать конструктивные и творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер, развитие уверенности в своих силах и способностях.
4. совершенствовать творческое мышление с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
5. Воспитывать усидчивость, ответственность. аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
Результат программы
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.
– овладевает различными приемами работы с бумагой;
– знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- владеет навыками культуры труда.
Особые условия проведения
Все занятия проводятся в групповой комнате детского сада.
Учебное оборудование – столы и стулья, соответствующие росту детей, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитная доска.
Материально-техническая база
Обязательным условием для реализации задач, стоящих в программе является создание необходимой предметно-развивающей среды, включающей:
1. Учебно-методическое обеспечение: книги по оригами и другим техникам работы с бумагой, детская научно-познавательная литература, наглядные пособия, раздаточный материал, разработанные технологические карты. 2. Материально-техническое обеспечение: аудио и видеоаппаратура, компьютер.
3. Оборудование: бумага различной плотности (картон, ватман, гофрированная бумага, салфетки), двусторонняя цветная бумага для оригами, ножницы, клей, кисти. фломастеры, простые карандаши, восковые карандаши, ластик.